Предыдущая статья
Борьба за «Рустави 2». Что дальше?
Опубликовано: 7:55, Ноябрь 9, 2015
Отшумели страсти прошлой недели, отгремел концерт «Рустави 2» и самое время задаться вопросом — а что дальше?
Международная реакция была очень резкой, с одной стороны, это вынудило власти остановиться, а с другой сузило вариант для маневра. Следующим шагом может быть только прямая угроза санкций и международной изоляции страны. Насколько это действенно в условиях, когда внутри власти существуют мощные пророссийские силы, для которых подобное развитие событий и является целью, вопрос сложный.
Следующая часть пазла — гражданский сектор. Статусные неправительственные организации во время кризиса после объявления вердикта суда, согласно которому, в телекомпании «Рустави 2» сменился менеджмент, однозначно и резко заявили о своей позиции, охарактеризовав действия властей как «попытку конституционного переворота». Их позиция очень важна, и попытки властей. противопоставить этой позиции мнения своих «карманных» экспертов не вызывает ничего, кроме улыбки. Тем более, что мнение народного защитника Грузии едва ли не более радикально, чем заявления «молодых юристов» или «Международной прозрачности».
Внутри страны правящая коалиция оказалась практически в условиях политической изоляции. Даже Нино Анзоровна (лидер пророссийской партии «Единая Грузия), хоть и сквозь зубы, но все-таки осудила действия властей по отношению к «Рустави 2», заявив, что она бы так не сделала (врет, конечно, но какое это сейчас имеет значение). Все другие политические силы. за исключением фашиствующего Альянса патриотов, однозначно осуждают и порицают, хотя присоединяться к акциям по защите «Рустави 2» не спешат. Впрочем даже у Альянса патриотов свои счеты с нынешними властями, проиграв промежуточные парламентские выборы в Сагареджо «патриоты» провели солидную акцию у стен Госканцелярии, и перешли к такой форме как голодовка, протестуя против фальсификации результатов выборов, которая, несомненно имела место быть. Что касается остальных партий, типа свободных демократов, неприсоединение к реальным акциям протеста в защиту Рустави 2 скорее их беда, а не вина. Отсутствие значимого человеческого ресурса рискует сделать это действие несколько комичным.
Что касается «прозападных» сил внутри самой правящей коалиции, в весьма щепетильном положении оказались республиканцы, которые представлены во власти целым спикером парламента и несколькими министрами, в том числе и министром обороны. Долгие годы республиканцы, являясь по сути политическим клубом, жили исключительно за счет западных грантов, ну а после победы коалиции «Грузинская мечта» на выборах выполняют роль фигового листочка для российского олигарха Бидзины Иванишвили, который по факту руководит правящей коалицией. Сейчас они кулуарно оправдывают свое пребывание в коалиции тем. что удерживают «Мечту» (читайте олигарха) от тех движений. которые могут сильно навредит стране. Но такое оправдание не будет иметь смысла в случае реального захвата телекомпании. Тут уж придется делать выбор — или уходить из коалиции, или брать на себя политическую ответственность не только за неправовые решения, но и за фактическое изменение властями страны того самого курса, в верности которому они клялись все это время и даже более того, которым оправдывали свое существование, как политическая сила. Впрочем с уходом из коалиции они уже опоздали, власть перешла тот Рубикон, о недопустимости которого предупреждали как международные партнеры, так и гражданский сектор внутри страны. И республиканцы совершили этот переход внутри существующей власти. Так что даже если они решатся отыграть ситуацию назад, что, кстати, вряд ли, им придется долго объяснять почему они так долго определялись и тянули. Хотя почему тянули ясно как день. Политической партии, не обладающей устойчивым электоратом и целиком зависящей от воли олигарха, сложно отказаться от всех преференций.
В противоположность республиканцам, президент Грузии Георгий Маргвелашвили сразу же отмежевался от действий правящей коалиции и подверг ее резкой критике. Понятно, что властных рычагов у него явно мало, однако, при определенном развитии событий в противостоянии власти и общества его голос может стать решающим. Понятно, что Маргвелашвили куда проще, чем республиканцам. Он является всенародно избранным президентом и практически не зависит от олигарха, в свое время поставившего его на это место, надеясь на мягкость характера и покладистость. Но тут нынешние власти должны винить только самих себя, уж слишком часто они буквально унижали высшее должностное лицо страны, указывая ему на «свое место». А сейчас настала пора получить ответную реакцию, не говоря уже об идейных предпочтениях Георгия Маргвелашвили, которые в конечном итоге и определили его позицию.
Понятно, что единственная политическая сила, имеющая достаточно ресурсов для защиты телекомпании, это все те же националы. Прежде всего у националов есть ядро, способное выдержать многодневное стояние, тут я нескромно упомяну о политическом клубе партии «Свободная зона», члены которого и составляют костяк тех людей, которые, сменяя друг друга, дежурят возле телекомпании. Кстати, тот факт, что многие депутаты присутствуют там же практически постоянно, поддерживает мотивацию молодых людей. Кроме того, националы в критический момент всегда могут вывести на защиту телекомпании своих координаторов и активистов, а это ни много, ни мало, несколько десятков тысяч человек. И это очень серьезный аргумент. В какой-то степени звездный час сейчас настает и для небольших политических партий и групп, типа национал-демократов. Их удельный вес увеличивает тот факт, что являясь независимыми политическими единицами без претензий на доминирование, эти партии и политические группы получают возможность не только громко заявлять о себе, но и набирают политические очки для будущих предвыборных баталий.
Ну а что же народ, спросите вы? Совсем как у Пушкина — народ безмолвствует. Придавленные тяжестью перманентно ухудшающегося социального положения в стране, сколь либо значимые народные массы не проявляют пока никакой политической активности. Особого желания идти и защищать «Рустави 2» у сотен тысяч также не наблюдается. Однако это безмолвие только кажущееся и весьма далекое от «молчания ягнят». Любые резкие действия властей, связанные с применением насилия, вполне могут вызвать взрыв, от которого мало не покажется никому. Собственно поэтому власти и воздерживаются от таких действий. Скажем так, пока воздерживаются. Однако, выбор делать им все-таки придется, ибо надеяться на то, что защитники «Рустави 2» просто устанут и разойдутся по домам могут только очень наивные люди. Компроматы и возбуждения уголовных дел на основании левых записей телефонных разговоров бывшего президента Грузии со своими соратниками также не работают. А за любыми провокациями силами полиции или титушек неизбежно будут торчать волосатые уши нынешних властей.
Понятно, что пока у телекомпании «Рустави 2» есть люди, захватить телекомпанию без картинок насилия будет весьма проблематично. С другой стороны, решение суда есть и никуда не делось. Понятно, что в такой ситуации выход — в решении Конституционного суда, если он примет иски телекомпании к рассмотрению и приостановит решение о замене менеджмента компании. Выход неоднозначный, но увы единственно возможный в правовом поле. Об альтернативе этому выходу говорить не хочется, ибо он может иметь очень тяжелые последствия для страны.
В общем, поживем — увидим, так или иначе следующая неделя обещает быть не менее интересной, чем предыдущая.