Как Путин использует убийство Немцова
Многие говорят, что смерть Немцова не выгодна Путину. Зря.
Какое отношение имеет власть к убийству Немцова и имеет ли вообще? Этот вопрос сейчас волнует очень многих.
И многие говорят, что смерть Немцова не выгодна Путину. Но все, кто так считает, исходят из предположения, что президент РФ является нормальным человеком и мыслит категориями нормальных людей. А это уже далеко не так – согласитесь, нормальные люди, занимая самую важную должность в государстве, занимаются его благополучием, а не тем, что ввергают свою страну в длительные бессмысленные войны, ссоряться со всем миром и сами же разваливают свою экономику.
Путин – это человек, который весь свой путь к власти прошел по крови. Человек, который развязал уже несколько войн, человек, который практически открыто заявляет о готовности использовать ядерное оружие, то есть практически начать Третью мировую войну. Его логика другая. Поэтому то, что нормальный человек и политик посчитал бы для себя невыгодным, Путину вполне могло показаться удачной идеей.
Немаловажную роль в этом сыграло то, что Путину поразительно везет – в том смысле, что ему все сходит с рук. Практически все, кто бросал вызов Путину – мертвы. Зато он, развязавший уже третью войну, оккупировавший Крым, виновный прямо или косвенно в гибели тысяч людей – здравствует в своем президентском кресле.
В истории пример подобного рода метаморфозы – когда у правителей, которые идут по такому пути, появляется ощущение, что, во-первых, им позволено все, а во-вторых, любой человек, просто не признающий его «божественной» воли и права на все, является преступником. Так было с Гитлером, так было со Сталиным, так было с Муссолини.
Поэтому Путин вполне может быть причастен к убийству Немцова. И известные подробности гибели оппозиционера (камеры у Кремля на ремонте, осведомленность о маршруте Немцова, сам расстрел), как оно было совершено, говорит о том, что все было организовано на очень высоком уровне – уровне, доступном только власти.
Но самый большой интерес сейчас представляет вопрос, как дальше буде вести себя Кремль. И есть три варианта того, как он будет использовать смерть Немцова (один из них или все вместе). Говорить об этом можно исходя из заявлений самого же Путина и главы Следственного комитета РФ Владимира Маркина.
Маркин заявил, что одна из версий убийства связана с «исламско-экстремистским следом». Говорилось о позиции Немцова по поводу антимусульманских карикатур «Шарли Эбдо». Немцов, конечно, никакого отношения к этим карикатурам не имел. У него было публичное выступление, где он осуждал даже не террористов, а позицию Совета муфтиев России, который выступил с осуждением карикатур, но не имел ничего против исламских убийц. Однако сложно представить, что это та позиция, которая могла подвигнуть исламистов на убийство.
Но исламскую карту Путин может использовать в качестве входного билета на Запад, как это было во время Второй чеченской. Российская пропаганда долго и безуспешно продвигала мысль, что исламский терроризм (хотя он во многом порожден как раз самой Россией) представляет такую же угрозу для России, как и для Запада, и им нужно объединиться.
То есть Путину было бы выгодно повесить убийство Немцова на международный исламский терроризм, чтобы на этой волне добиться смягчения санкций и политического сближения с Западом. Эта версия была озвучена Маркиным одной из первых и почти сразу – и российская пропаганда уже начала разыгрывать эту карту.Второй вариант связан со второй версией, также озвученной Маркиным –»версия, связанная с внутриукраинскими событиями». Конечно, многие говорят, что это было бы верхом идиотизма – еще бы «нашли» визитку Яроша на Москворецком мосту. Но российские спецслужбы ныне далеко не так умны и профессиональны, как все еще принято считать в мире. Они делают массу ошибок и вполне могут посчитать, что обвинить в убийстве Немцова украинские власти – хороший вариант.
Но гораздо интересней другое. И это то, как впоследствии может быть использован Кремлем «украинский след». В своем заявлении относительно версий убийства Маркин отметил, что «среди обеих конфликтующих сторон есть очень радикальные персонажи, не подчиняющиеся никаким властям». Мало кто обратил внимание на эту часть, но это совершенно новая нота в игре российской власти.
Потому что раньше ни один российский чиновник не говорил так открыто о людях, которых они посылают воевать против Украины, что там есть радикалы, которые никому не подчиняются и представляют опасность – в том числе и лично для Путина. Речь о русских националистах, которые «по зову сердца» откликнулись на его призыв отправиться воевать на Донбасс. Многие из них ненавидят Путина не меньше, чем они ненавидят Майдан или оппозиционеров, считая его политику недостаточно жесткой по отношению к «нерусским» как в самой России, так и за ее пределами. И многие из них рассматривают войну в Украине как «учебку», рассчитывая потом повернуть свое оружие против Кремля.
Путину, так или иначе, нужно с ними что-то делать. Допустить их возвращение в Россию, тем более что многие из них вооружены и имеют теперь высокий авторитет у определенной части россиян, Москва не хочет. Так что одна из главных задач для российской власти сейчас – вернуть «джина» в бутылку – русских националистов, который они сами и породили. Когда они умирают на Донбассе – это, конечно, хорошо, а вот они же на боевой технике и с новейшим вооружением под стенами Кремля – не очень.
Поэтому не исключено, что это убийство Немцова в итоге припишут каким-то радикалам-русским националистам, которые воевали на Донбассе, чтобы потом зачистить своих слишком ретивых сторонников, которые могут представлять угрозу.
Третий вариант, как Кремль использует убийство Немцова – в качестве черной метки всем, кто даже только подумывает о том, чтобы восстать против Путина.
По мнению многих западных аналитиков, внутренняя оппозиция – люди из окружения Путина, которые лично страдают из-за санкций – могут выступить против него. И это единственное, что может поколебать устойчивость режима.
Говорят также, что Немцов являлся одним из самых авторитетных и влиятельных лоббистов экономических санкций против России. В прошлом он был одним из руководителей экономического блока правительства РФ, и хорошо представлял все уязвимые стороны российской элиты. Мы также знаем одно из высказываний Путина, которое активно тиражируется, очевидно, с его подачи – о том, что больше всего он не любит предателей. То есть людей, которые были в его команде, знали внутреннюю кухню, а потом идут против него. С этой точки зрения Немцов выступил именно как предатель. Так что убийство Немцова может быть достаточно четким знаком такого рода людям – что их ждет, если попытаются даже пошевелить пальцем против «царя».
В любом случае – причастен он или нет – Путин использует убийство Немцова в своих целях и по максимуму. Так, как он делает это обычно. Насилие, террор, война – лучшие «друзья» кремлевского режима.