Санкции против Путина изменят его статус
Группа депутатов Европейского парламента 8.03.2016 направила главе европейской дипломатии Федерике Могерини письмо, в котором содержится призыв ввести персональные санкции против президента России Владимира Путина, глав ФСБ Александра Бортникова, СКР Алексея Бастрыкина, Комитета Госдумы по международным делам Алексея Пушкова, самопровозглашенной ЛНР Игоря Плотницкого, а также ряда прокуроров, судей и следователей, которые, по убеждению европейских парламентариев, виновны в похищении и незаконном удержании под стражей Героя Украины, депутата Европарламента Надежды Савченко, в незаконном суде над ней и фальсификации материалов следствия по ее делу. Всего в списке 29 граждан России и самопровозглашенных республик.
Письмо подписали 57 депутатов Европарламента, представляющих 5 из 8 фракций. Депутаты требуют, чтобы перечисленным в списке лицам был запрещен въезд на территорию ЕС, заморожены их активы и конфисковано все их имущество на территории Европейского союза.
Введение подобных санкций способно кардинально изменить роль и место России и персонально Владимира Путина на международной арене. Путин, а вместе с ним и Россия как субъект международных отношений превращаются в изгоев. Ранее из глав европейских государств такие санкции применялись к президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко, которому в 2006 году был запрещен въезд на территорию ЕС, а затем США. В 2015 году санкции с Лукашенко были сняты.
Лукашенко отличается от Путина тем, что не претендует на роль глобального игрока мировой политики, ему вполне хватает тотального контроля над населением собственной, сравнительно небольшой, страны. Поэтому санкции для Лукашенко не были столь болезненными, сколь болезненны они могут стать для Путина: он позиционирует себя в качестве человека, без разговора с которым не может быть решен ни один крупный вопрос в мире.
В случае принятия «списка Савченко» довольно странные очертания приобретает фигура Алексея Пушкова, который будет вынужден ограничить свои международные коммуникации телефонными разговорами и приемами в своем кабинете на Охотном ряду.
Убеждение Путина и его окружения в том, что весь мир устроен одинаково и насквозь пронизан цинизмом, сыграло с ними дурную шутку. Мировое сообщество действительно довольно цинично, и в политике господствует реал-политик. Но не тотально, а до какого-то предела. В случае с Надеждой Савченко Путин этот предел перешел, и его статус в мире меняется.
Видимо, необратимо.