Корбан в Голливуде
Есть в деле Геннадия Корбана один нюанс, который меня невероятно поразил – это фильм, который показала Служба безопасности Украины для того, чтобы убедить общественность и суд в том, что Корбан замешан в неисчислимых и опаснейших преступлениях.
Я тот, кто видел этот фильм и обратил внимание на некоторые его нюансы. Для тех же, кто не видел, я поясню, как он устроен. Представьте себе оперативные съемки, сделанные в разные периоды истории правоохранительных органов Украины и связанные с различными делами. И давайте – конечно, гипотетически – представим себе, что так или иначе все эти дела связаны с Геннадием Корбаном. Еще раз повторю – только представим себе, мы никого не обвиняем. Просто в руках у следователей, в руках у Генеральной прокуратуры и Службы безопасности Украины, есть такой набор съемок. Вот бегут люди в масках и кого-то кладут лицом в пол. Вот, например, стол, на котором лежат неисчислимые доллары, гривны и евро. Вот какие-то люди дают какие-то показания и все такое прочее.
Так вот, творческие люди из ГПУ и Службы безопасности Украины решили поразить общественность. И делается фильм. Играет тревожная музыка, кадры, которые я вам перечислил, соединены в одну ленту в хронологической последовательности, и идут подписи – такое-то дело, а вот такое-то дело, а вот украдено столько-то, а вот похищено столько-то, а вот кого-то убили, а вот кого-то зарезали.
Фильм этот показывают украинской публике. И, конечно же, он производит огромное впечатление. Действительно, перед нами как будто снятый мастеровито настоящий триллер, документальный фильм под звуки тревожной детективной музыки. И когда ты смотришь этот фильм, невольно начинаешь задавать себе вопрос: «Может, действительно Геннадий Корбан – это исчадие ада?». «Посмотрите, – говоришь ты друзьям, – с какими невероятными, ужасными преступлениями связан этот человек!».
И все бы ничего, если бы не один нюанс всего показанного действа. Да, там играет тревожная музыка, да, там кого-то люди в масках кладут лицом на пол, да, там на столе лежат доллары, евро и гривны. Но непредубежденный зритель задаёт себе простой вопрос: а о ком это кино? Практически ни в одном из кадров нет самого Корбана. Это не Корбана кладут лицом на пол, это не Корбан сидит за тем же столом, где доллары, евро и гривны, это не у Корбана изымают какие-то подозрительные документы. Понимаете? Грандиозное впечатляющее кино снято не о Корбане, а о том, что у Генпрокуратуры и СБУ есть целый ряд дел, которые – как они предполагают – связаны с Корбаном. Но только предполагают.
Когда я увидел это кино, я сразу вспомнил те программы, которые так ненавидят украинские патриоты. А именно программы российских ведущих Киселева, Соловьёва – программы, в которых набрано видео для того, чтобы дискредитировать Украину, но к Украине это видео не имеет никакого отношения. Это просто набор кадров, чтобы… А вот, кстати, для чего сделан набор кадров в случае с фильмом якобы о Корбане? Нет сомнения – чтобы показать, мол, «мы работаем».
Я не хочу обвинить Генеральную прокуратуру и Службу безопасности Украины в том, что они ничего не делают, как это часто ставят им в вину украинские граждане. Украинские граждане – и тут их надо поддержать – хотят сразу и все: они хотят, чтобы были арестованы приспешники режима «преступного» Януковича, они хотят, чтобы немедленно были арестованы те, кто ворует при новом режиме, и при этом жаждут, чтобы суд был одновременный, самый быстрый, а по его окончанию всех немедленно отправляли за решетку.
Обвинения в ничегонеделании в адрес генерального прокурора Шокина валятся валом. И ему, и Службе безопасности Украины крайне необходимо показать свою работу, особенно на фоне того, как бывшие люди Януковича начинают выигрывать иски в Европейском суде, а выигрывают потому, что Украина не может представить доказательства их вины. Ситуация катастрофическая. И вот появляется это кино.
Намерения, очевидно, были благими – и работу свою показать, и показать с помощью современных выразительных средств, кто такой Геннадий Корбан и в чем его подозревают. Возможно, через какое-то время английские судьи в париках и правда отойдут в прошлое. Отойдут в прошлое скучные прокуроры, судьи с бегающими глазами, многословные защитники – и наступит век вот такого «кино».
Вспомним Раскольникова в «Преступлении и наказании». Представим, как прокурор говорит: «Господин Раскольников пришел к старушке и ее убил. Нанес ей три удара топором». Но помилуйте, ведь можно это показать! И снимается видео. На нем идет актер, похожий на Раскольникова, показывается зазубренный топор, играет тревожная музыка, мы видим, как со скрипом открывается дверь, Раскольников заходит, а вот сидит старушка, которая держит в руках фотографию внучки – ведь именно завтра внучка должна прийти к ней в гости. И вот наш безжалостный Раскольников наносит ей удар топором – в лучших традициях лучших голливудских режиссеров. Причем внизу для честности надпись: «Реконструкция событий. Играют актеры».
Я вот думаю, плохо это или хорошо? С одной стороны, прокурору ничего не надо говорить скучным голосом: перед нами реконструкция событий, показанная так, как это видит Генеральная прокуратура, и каждое движение – вот Раскольников берет топор, топор такой-то формы и такого-то размера, а вот три удара, из-за которых погибла старушка, вот ее, простите, окровавленная голова. Зачем говорить, когда можно показать, особенно под тревожную музыку?
Да, еще раз скажу я, видимо, такое будущее ждет суды. Но только, надеюсь, будущие и не украинские. А если и украинские, то через много десятков лет. Потому что фильм, который мы видели, о ком угодно, но не о подозреваемом Корбане и его возможных правонарушениях. Это манипуляция – так я откровенно назову показанное нам кино.
И думаю, что зритель телеканалов, который смотрит эту юридическую прокурорскую «клюкву», не должен на него вестись: только факты, сказанные скучными, скрипучими голосами, только написанный текст, только сухое изложение, не приправленное никакими эмоциональными всхлипами музыки и талантливыми прыжками видеокамеры, должны представляться суду. Иначе – ну, иначе у нас будет свой правоохранительный Голливуд. Но мне кажется, пока что режиссерам нужно снимать обычные фильмы.
Матвей Ганапольский, ТСН