Накануне или еще раз о навязчивых символах
Постоянный адрес статьи:
Повадились настоящие мужчины девочек обижать. Я оставил бы эту набирающую разгон тему на откуп психиатрам, но наткнулся на пост незнакомого мне человека, заметив под ним комментарий известного блогера из френдленты. Речь шла о происшествии в грузинском городе Сигнахи, где российские байкеры были возмущены поведением местной жительницы, пытавшейся отвязать георгиевскую ленточку с мотоцикла одного из них и в ответ выбили (или не выбили? — уточняет автор) у нее мобильник, на который она их снимала. Автор задает своей аудитории вопрос, не покушалась ли она на сакральное право собственности, имея ввиду ленту, и настаивает, что вопрос задан строго в юридической плоскости. Людей, готовых сослаться на сегодняшнюю редакцию российско-грузинских отношений он просит не беспокоиться. Ответы, стало быть, приветствуются строго со ссылкой на пункты законодательства, остальное не интересно. Тем не менее один моральный критерий он все же допускает, естественно для себя, называя поведение местных негостеприимным. Ставит вопрос культурно, этого не отнять. Без хамства, которым сейчас не заражены разве что служебные части речи. И орфография не хромает, и интонации корректные. Но вот над самой постановкой вопроса попробую поразмыслить.
К неодушевленным предметам у меня обычно минимум претензий, если это не бывшие люди. Поэтому сразу оговорюсь, что к ленточке КАК К ТАКОВОЙ у меня вопросов нет. Ни юридических (не прописано), ни исторических (не припомню, чтобы ее повязывали над куполом рейхстага). Только эстетические. Слишком часто она в последнее время фигурирует в компании с малоприличными лицами, а в виртуальном пространстве — с малограмотными комментариями. Ну, есть такой сорт прямоходящих, — со всем, до чего они могут дотянуться случается инфляция. Иногда по нескольку раз. Как по-вашему, кто оскорбляет символ, — те, кто говорят о подмене смыслов или те, кто повязывает его на собачек? По мне, Страсти по Ленточкам внутри России изрядно отдают ненужной демагогией, это шаг в сторону от действительно насущных вопросов. Но, — не надо нам делать руками под столом, — она и в самом деле была ФИГУРАНТОМ Второй Мировой, это верно. Маячила на периферии, за сугубо советской символикой: красным знаменем, красными же звездами, серпом и молотом наконец, куда же без них. И, да, она действительно являлась ОДНИМ ИЗ ВАРИАНТОВ ткани на наградных знаках. Но она никогда не была СИМВОЛОМ победы 1945 года. Разницу чувствуете? Да, это вполне современная тенденция, — все, что раньше мельтешило мелким шрифтом где-то в субтитрах, теперь оголтело топорщится поверх всего, включая здравый смысл. Но, еще раз, при чем тут праздник победы над фашизмом? Главную символическую нагрузку лента несла в последний раз в Первой Мировой, а вот сомнительной репутацией ее снабдили как раз сейчас, превратив в опознавательный знак лояльности к любым действиям власти. Но вот рассчитывать на лояльность к ней в стране, чей периметр она недавно пересекала в компании с тяжелой бронетехникой — это надо рухнуть если не с дуба, то с мотоцикла наверняка. Теперь о правовом поле и его, как бы это сказать…площади.
1.Если бы в грузинском(или в любом другом) законодательстве были прописаны все варианты общественных взаимоотношений — слова не вымолвил бы. Руководствоваться во всех своих действиях буквой закона похвально, но, вот беда, — количество букв ограничено. Жизнь разнообразнее. Примеры? Извольте.
Я не единожды посещал Китай. Местная специфика допускает там очень вольное поведение человека за столом. То есть, все звуки, на которые способно тело человека, не возбраняются. Конституция этого никак не ограничивает, а закон не преследует. Хочу заметить, что и в нашей стране за такое ни уголовных, ни административных взысканий не предусмотрено. И вот, сидите вы, русский человек, с женой на банкете, а рядом, на свободный стул пристраивается китаец. Сперва он тихо так сидит, примеряется. Но как только вам подают горячее, начинает заряжать, — сначала одиночными, три балла по десятибальной шкале, затем очередями, пока у вас в глазах резать не начнет, а обои цвет не поменяют. А вы доедайте, не отвлекайтесь, — на том основании, что закон вашей, заметьте(!), ВАШЕЙ страны подобное никак не регламентирует. И нечего тут. В Китае это вообще лучший комплимент повару. Но что-то мне подсказывает, что в дальнейших своих действиях вы будете руководствоваться не только законом.
2.Негостеприимно, говорите? Это как посмотреть. Как у них вообще колеса-то повернулись?! Ибо это потрясание копьем и экспорт мировоззрения в чистом виде. Причем навязчивый. Потому что никакими сакральными местами боевой славы предков, их останками и прочими уважительными причинами объяснить этот визит нельзя. Нету их тут, и быть не могло. Если с позиции «спасибо, что не на танке», то да, действительно, спасибо. Вот только вас таких не звали. Звали других. Прошлым летом один только курортный Батуми собрал почти 900 тысяч (!) туристов, большинство — россияне. Никто не топил их в Черном Море, хотя оно слегка и вышло из берегов согласно завещанию Архимеда. Все пили с местными и горя не знали, обещали наведаться повторно. Культурное пространство плотнее политического. И долговечнее. А вот жлобам не рады. Могут и в косметичку настучать или вообще разжаловать в пехоту, даром что пехотинцы у российской власти уже есть. Вы не хотите праздновать с нами День Победы?! Тогда мы идем к вам.
Да, не хотят. Только в этой фразе акцент стоит не на «День Победы» и даже не на «праздновать», а на «С НАМИ». Так вот, конкретно С ВАМИ — не хотят. Так бывает, знаете ли. С одними людьми хотят совместных празднеств, от других — шарахаются. Даже если к ним без приглашения прискакать домой с паленой водкой наперевес — ни в какую. Грузия, не будучи тогда оккупированной даже отчасти, понесла наибольшее количество потерь в процентном отношении среди всех советских республик, ей уж точно стыдиться нечего. А то, что эту радость не желают обмыть с приезжими мотоциклистами, — так и задумайтесь, почему. От одних, к примеру, хотят рожать, а иной лучше бы предохранялся.
Исторический контекст российско-грузинских отношений автор принимать в расчет отказывается. А от законов гравитации отказаться слабо? Символы приобретают (или меняют!) смысловую нагрузку именно вследствие того, что их редактируют социальные и политические обстоятельства, и довольно странно рассматривать их вне исторического контекста. Мало того, это местами опасно. Доблестные байкеры могут с этим не согласиться, но тогда есть конкретное проверочное предложение. Оно мгновенно покажет, прав я или нет. Изображения Сталина в нашей стране не запрещены. В последнее время это заметно у нас особенно хорошо. Прямую его причастность к участию всего советского народа в войне также сложно оспаривать. Есть, как выяснилось, даже те, для кого он продолжает оставаться символом победы. Так вот, почему бы тогда бравым мотоциклистам не прокатиться с портретами Сталина…ну, скажем, по Ингушетии? Она ведь субъект Российской Федерации, а следовательно существует в рамках общего правового поля, да и победа у нас у всех общая, нет? Вот сразу после пробега по Грузии, тут ведь рядом, рукой подать. Вот только, боюсь, встретят их там не женщины с мобильниками.