«Святые» панфиловцы, песни о вожде и завещание Аркадия Стругацкого
Владимир Мединский защищает «советскую религию», а «казаки» наказывают «псевдоказаков» (или наоборот)
В пятницу в блогосфере затишье после бурных дебатов прошедшей недели — о деле Сенцова, стыде за Российскую Федерацию или так называемой «яхте Пескова». Ньюсмейкером неожиданно вновь стал Владимир Мединский, рассказавший «Российской газете» о том, что «главным искусством» для него является история. Искусство это министр культуры понимает своеобразно:
Вот наиболее характерная цитата:
«Положительные» советские мифы — о молодогвардейцах, Зое Космодемьянской, Александре Матросове — надо принимать безоговорочно? Без критики?
Мединский: Думаю, что к эпическим советским героям — и к молодогвардейцам, и к панфиловцам, и к Зое — надо относиться, как в церкви относятся к канонизированным святым. Это моя человеческая и гражданская позиция. А любая попытка поковыряться в том, за что Ульяне Громовой фашисты вырезали звезду на спине, — должна быть табуирована. Эта самая мученическая звезда на спине — и есть ответ всем нынешним «правдоискателям-надомникам» на все их гнусненькие вопросы.
Но все равно ведь выскажутся на эту тему в соцсетях. А потом придет сын и скажет: папа, а я в Интернете другое читал. И чтобы разговаривать с сыновьями и внуками на равных, надо дать им возможность узнать разные версии.
Мединский: А сыну надо объяснить, что есть добро, а что есть зло, — и желательно собственным примером. В жизни проще ему будет. Всеми же этими копошениями вокруг 28 панфиловцев нас искушают, пытаются извратить святые для нас вещи. Хотят, чтобы мы предали память и дела наших предков.
«Копошениями» Мединский называет, надо полагать, публикацию Государственного архива, из которой следует, что история о 28 панфиловцах была признана мифом еще при Сталине (народу об этом, конечно, сообщить тогда не удосужились). После этой публикации Мединский публично отчитал директора госархива Сергея Мироненко — но, к чести ведомства, документ по-прежнему находится в открытом доступе.
Комментаторы последних высказываний Мединского обратили внимание на их «кощунственный» характер — министр приравнивает светских героев (подлинных или мнимых) к религиозным святым, вполне в духе учения Проханова о «религии Победы».
Alexey Nepomnyaschy
Молиться, поститься, слушать сводки Совинформбюро.
Алексей Балакирев
правильно, раз формируется политическая религия с культом ВОВ — должны быть и святые!
Pavel Ulisska
А если я посмею заявить, что никакого трехголового змея Добрыня Никитич не убивал?..
Андрей Коваленко
>>> А любая попытка поковыряться в том, за что Ульяне Громовой фашисты вырезали звезду на спине, — должна быть табуирована.
Нужен механизм обеспечения табуизации. Например, пресловутая двушечка. Или, если первый раз и без отягчающих — летучий отряд Энтео.
Конкретный Энтео на такое предложение, может быть, и обиделся бы, но, очевидно, отказа от желающих бороться с нарушениями табуизации не будет.
Есть и такое предложение:
Dmitriy Mandel
Я надеюсь, что это табу будет распространяться на всех мучеников советской эпохи, в т. ч. на узников ГУЛага и на убиенных заградотрядами.
Сергей Трубкин
Довольно странно со стороны министра РФ защищать мифы СССР, это раз.
Довольно странно со стороны министра, все-таки культуры, настаивать на культе «лжи во спасение» в 21 веке в стране с поголовным доступом к интернету, это два.
Довольно странно со стороны министра культуры РФ настолько не верить в свой народ и ставить под сомнение его патриотизм, который якобы тут же испарится при объективном взгляде на историю родного Отечества, это три.
Негодует и «Спутник и погром»:
Прогнозы у «Спутника» такие:
Предрекаем появление реальных, а не потешных православных радикалов по типу салафитов у исламистов, которые наконец скажут очевидное: под маской «возрождения православия» и «защиты истории» в РФ реально формируется неоязыческий культ. Осталось только поставить портреты Ульяны Громовой в специальных алтарях и просить у них удачи в замужестве или там дождя в засушливое лето (что, по мере одичания и распада социума, весьма вероятно).
Денис Драгунский считает, что все проще, и ни о какой новой религии речь не идет, — все старо, как мир:
ЗАЧЕМ ВЛАСТЬ ТАК ОТЧАЯННО ЦЕПЛЯЕТСЯ ЗА МИФ
о «28 героях-панфиловцах»?
Ведь в Великую Отечественную войну было очень много славных, прекрасных, героических подвигов — но нет! Почти через 70 лет после того, как легенда о «28 героях-панфиловцах» была официально опровергнута, и мы знаем ее сочинителя — все равно будет фильм именно с таким названием. Зачем?
Власть борется за право лгать народу, вот зачем.
Mikhail Emelianov
Новых мифов насоздавать не удалось (про каких-нибудь 28 запутинцев, например), поэтому будем держаться за советские (они хоть про честность, храбрость, благородство).. Сейчас такие категории у власти не в чести..
Еще одна новость из жизни министерства культуры такая:
Dmitry Gudkov
Минкульт создаст реестр патриотической музыки. Еще недавно я бы пошутил про патриотическую попсу с блатняком. Но теперь это уже реальность. Киселев (другой, который «Федерация») отбирает себе в «патриотический холдинг» правильных певцов типа Трофима и других таких же звезд первой величины.
Потом я бы, конечно, предложил посмеяться над образочками патриотических песен: мол, возвращаемся в совок, «И Путин такой молодой». А вот еще хорошая «С песнями, борясь и побеждая, наш народ за Путиным идет!»
Но реальность опять опередила меня на корпус: про национального лидера песни поют не хуже, чем про товарищей Ленина и Сталина.
(пример песни — по ссылке выше).
Anatoly Golubovsky
Вот, к примеру, минкульт решил создать реестр патриотической музыки. И займется этим натурально департамент государственной поддержки искусства и народного творчества. Сам-то департамент — это чиновники с музыкально-художественным уклоном. А собственно исследовательским творчеством занимаются ведущие эксперты-музыковеды. А главная экспертная структура при минкульте — это что? Конечно, Государственный институт искусствознания в Козицком переулке, где мне посчастливилось проработать без малого 17 лет. То есть, будет поручение учредителя соответствующим подразделениям ГИИ — секторам истории и теории музыки отдела исполнительских искусства, типа отсортировать из наследия только патриотическую музыку. Будет такое госзадание, в рамках финансирования.
Mikhail Libkin
Прямо вижу, как продюсеры выстраиваются в очередь к какому-нибудь черному входу какой-нибудь организации и заносят туда щедрую мзду: «Товарищ Никонор Францевич, дорогой наш, нам очень надо в список! Мы ж патриоты! Нам же надо петь для народа! Вы уж позаботьтесь пожалуйста. Мы, если чего, можем в конце три раза «слава пу спеть».
Впрочем, сейчас вместо патриотической музыки — какой-то сумбур. Никак не осядет пыль после истории со сменой руководства «Русского радио». О политических последствиях этой истории пишет Олег Кашин на «Немецкой волне»:
Российские певцы, не раз выступавшие с лоялистскими речами в поддержку Путина, сегодня протестуют против прихода на радио путинского назначенца Киселева, а предоставить им трибуну оказывается готов только недодушенный в прошлом году «Дождь». Нехорошо злорадствовать, но ведь и певцы, протестующие против Киселева, тоже участвовали в строительстве и укреплении этой политической системы — и Григорий Лепс, и Валерия, и Иосиф Кобзон. <…> Смена власти на «Русском радио» неизбежно расколет российскую эстраду на «официальную» и «неофициальную», и если в оппозиции окажутся сверхпопулярные Григорий Лепс и Стас Михайлов, может быть, это будет очень серьезный политический риск для Владимира Путина.
Но самое обсуждаемое событие из мира культуры (если это можно так назвать) — конечно, уничтожение барельефа Мефистофеля в Петербурге. За минувший день стали известны подробности случившегося, а утром в пятницу в мусорных баках обнаружили и обломки Мефистофеля — но ясности, кто именно был заказчиком его уничтожения, до сих пор нет.
Dmitry Gudkov
Прокуратура вступилась за Мефистофеля и завела дело. Прямо Понтий Пилат одобряет. Только вот об какой бы заклад побиться, что дело кончится пшиком, как и погром на выставке Сидура?
Тем более что в РПЦ уже нашли «смягчающие обстоятельства». Сообщают об этом, конечно, «Известия»:
Церковь попросит учесть благую мотивацию совершивших преступление: священники полагают, что казак, решившийся на противозаконный поступок, хотел избавить Северную столицу от зла. Об этом «Известиям» рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ Роман Багдасаров. Он отметил, что любые символы несут определенную энергетическую нагрузку и фигура демона влияла на духовную атмосферу города.
Daniel Kotsiubinsky
За попытку взорвать памятник тирану Ленину, на совести которого — гибель десятков тысяч священнослужителей и миллионов людей, — режиссер Сенцов получил 20 лет. И РПЦ не просила о снисхождении.
А за разрушение художественного изображения мифического персонажа — церковники требуют снисхождения к «добрым» вандалам.
Есть ли у этих «православных людей» вообще совесть? Вот в чем вопрос..
«Казак» взялся в комментарии из заявления организации «Казаки Петербурга», которая якобы взяла на себя ответственность за вандализм. Впрочем, другие казаки поспешили их осудить — чем окончательно придали делу колорит мрачного абсурда.
Kirill Kobrin
Потом придет Шаляпин и накажет казаков. Потом придет Мефистофель и накажет Шаляпина. Потом придет Бог и накажет Мефистофеля.
В общем, сюжет посильнее, чем «Фауст» Гете. Вот только барельеф жалко:
Anna Narinskaya
Мефистофель, которого я помню с детства и про которого я почему-то всегда считала, что он из сказки Андерсена «Пастушка и трубочист»! <…> Да, в аду этих мразей, вымещающих свои комплексы на беззащитных предметах, сделанных теми, до кого им как до луны, встретит демон. Но не с этим умным, ироничным и совсем не злобным лицом. Нет, пусть не рассчитывают. Там их просто друг надружку натравят. Ну и до победного
Впрочем, до этого еще, как говорится, дожить надо.
Олег Лекманов
Вспышки антикультурного бешенства в разных концах земли, охватившие так называемых православных и так называемых правоверных пугают не по-детски. Э т о г о, казалось бы, не может происходить в нашу, такую вегетраианскую, такую политкорректную эпоху. Но э т о случается снова и снова, и мы каждый раз с ужасом убеждаемся, что совсем недалеко ушли (если вообще ушли) от времён, когда великие фрески смывались со стен (псевдо)религиозными фанатиками и повсеместно стоял запах горелого человеческого мяса. «Затрясся крест, Сфинкс задрожал, // Казак ИГИЛу подражал».
Сегодня 90 лет со дня рождения Аркадия Стругацкого, и понятно, какое из произведений братьев приходит на ум:
Vladimir Rybakov
Цитата.
«Во имя господа», — глухо сказал он со странным акцентом. «Именем его», — пробормотал Румата и пошёл дальше мимо другого всадника, который старался достать копьём искусно вырезанную деревянную фигурку весёлого чёртика, торчащую под карнизом крыши».
А.Стругацкий, Б.Стругацкий. «Трудно быть богом».
О Стругацких и не только пишет Борис Вишневский на «Эхе Москвы».
«Мир совсем не плох, цены на хлеб падают, цены на латы растут, заговоры раскрываются вовремя, колдунов и подозрительных книгочеев сажают на кол, король по обыкновению велик и светел, а дон Рэба безгранично умен и всегда начеку».
«Умные нам не надобны. Надобны верные».
«Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные».
И все же — будем помнить сказанное в «Завещании Аркадия Стругацкого». Написанного в далеком 1991-м.
«Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров».