Бандиты со швабрами — модель социального государства
Постоянный адрес статьи:
Где-то в самом низу ада (по Данте, что-то около девятого уровня) находятся «бандиты со швабрами». Это такие ребята, которые поджидают, пока ваш автомобиль остановится на светофоре, а затем без разрешения быстро «моют» ваше лобовое стекло. И потом со всей неизбежностью начинают настойчиво требовать оплаты, и даже угрожают, если вы не заплатите, разбить это самое лобовое стекло.
По мнению некоторых сторонников социального государства, это парадигма морального общества. Люди делают что-то для вас, и вы в долгу перед ними. Пожилые люди заплатили за государственные школы, в которых вы учились, так что теперь вы должны выплачивать им пенсию. Они заплатили за дороги, так что вы должны им за медицину. Они терпели лишения и жертвовали для вас, и теперь ваша очередь смиряться и жертвовать для них.
Чего здесь не хватает, так это вашего согласия. В свободном обществе другие люди не могут навязывать вам то, что они считают полезным для вас, а затем отнимать у вас то, что они считают справедливым воздаянием. Можете ли вы представить такое в торговом центре, когда продавцы заполняют вашу сумку айфонами и шелковыми галстуками, а затем заставляют вас раскошелиться своей кредиткой?
Это абсурдная точка зрения, и показательно то, что люди, ее придерживающиеся, даже не пытаются последовательно ее применять. Дело в том, что это не является их подлинным принципом, а лишь рациональным объяснением экспроприации. Вместо того, чтобы открыто сказать: «Мы считаем нормальным обворовывать людей и принуждать их к участию в коллективистских схемах социального обеспечения вопреки их воле», они хотят облечь свою точку зрения в одежду правосудия, справедливости и прав человека.
Таким образом они ставят нас перед выбором: либо мы по-взрослому жертвуем для тех, кто пожертвовал для нас, либо по-детски пользуемся чужими жертвами, ничего не делая взамен.
Но это ложная альтернатива. Возможно существование общества, в котором никто ни для кого не жертвует, в котором мы имеем дело с другими добровольно, осуществляя взаимовыгодный обмен ценностями по взаимному согласию.
Вывод: правильное отношение к каким бы то ни было обязательствам исходит из уважения к вам как к разумному человеку, обладающему правом решать для себя, какие виды сделок являются полезными для вашей жизни.
Дон Уоткинс, Ayn Rand Inctitute