Баши-Ачук XXI века.
Давид Моргошиа
Одним из самых известных произведений выдающегося грузинского писателя Акакия Церетели является историческая повесть «Баши-Ачук», посвященная борьбе грузинского народа против иноземных захватчиков.
В ней беспристрастно отражен как героизм грузинских воинов и князей, организовавших заговор против персидского владычества, так и подлость некоторых вельмож, обернувших свое влияние против собственного народа.
Несмотря на то, что Церетели написал это произведение более 110 лет назад, оно до сих пор не потеряло свою актуальность для Грузии. Как известно, история имеет свойство повторяться, особенно для народов, которые плохо извлекают из нее уроки.
К сожалению, грузины не блещут такой способностью. Каждое новое столетие оборачивается для нас новыми захватчиками, новыми войнами и новой кровью. Одной из главных причин подобных несчастий являются свои же, предатели, — такие, как князь Макашвили из повести «Баши-Ачук».
Каждый раз в реальной жизни у этого персонажа новое имя. Не важно, зовут ли его Павлом Цициановым, Иосифом Джугашвили, Серго Орджоникизе или Джабой Иоселиани. Роль этих людей заключается в одном — угнетать народ, из которого они произошли, уничтожать его Свободу, нести боль и слезы.
Как это не прискорбно, но по своему количеству их имена не уступают истиным патриотам, жизнь и подвиги которых поражают своим героизмом. Первый Президент Независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа как-то иронично заметил, что врагу незачем захватывать грузинский народ, в котором и так полно предателей.
Это был черный юмор, но слова Гамсахурдиа оказались пророческими. Спустя несколько лет этот пламенный патриот и борец за Свободу был убит своими же соотечественниками. Та же участь постигла Илью Чавчавадзе, Коте Абхази, Георгия Мазниашвили и многих других великих сынов Грузии.
Считается, что наша страна является границей Запада и Востока, где на своем острие встречаются обычаи двух разных цивилизаций. Думаю, к этому следует добавить, что Грузия служит еще и ареной ожесточенной борьбы добра и зла, которые именно в грузинском народе достигают высших точек своего развития.
Иначе, чем объяснить сочетание в одном народе столь беспредельного героизма и настолько мерзкой отвратительной продажности? Наверное, такова наша судьба — быть вечными заложниками противоречий.
Именно поэтому я никогда не теряю оптимизма и веры в светлое будущее Грузии. Если я слышу среди знакомых грузин разговоры о бесполезности попыток воссоединить нашу страну и сделать из нее сильное высокоразвитое государство, то я всегда вспоминаю примеры из истории.
Всего несколько веков назад в Кахетии нельзя было услышать ни грузинской песни, ни слова на грузинском. Могли ли предположить тогдашние грузины, что иранское владычество, которое казалось вечным, закончится так скоро, и что их потомки будут встречать иранцев только в шумных клубах ночного Тбилиси?
Сегодня из Абхазии и Цхинвальского региона изгнаны все грузины, там фактически запрещен грузинский язык. Но является ли это поводом для нас, чтобы мириться с оккупацией, опускать руки и ставить крест на своем будущем?
Нет, конечно! Потому что через 20, 30, 50, пускай даже 100 лет, русские захватчики уйдут из Грузии навсегда и наши внуки будут узнавать о них лишь по книжкам, как сегодня мы узнаем об иранцах и турках. Никакое зло не может быть всемогущим и никакая оккупация — вечной. Нужны только сила и воля, чтобы бороться с ними!