Борода и хиджаб
В Таджикистане стало небезопасно носить бороду и хиджаб. За последние несколько недель в стране сотрудниками таджикской милиции были задержаны несколько десятков бородатых мужчин, которым после установления личности и снятия отпечатков пальцев насильно сбривали бороды.
Женщины, покрывающие платком голову, также жалуются на повышенный интерес к себе со стороны таджикских милиционеров.
Генеральная прокуратура Таджикистана и МВД в настоящий момент разбирается с многочисленными жалобами от пострадавших в результате милицейских проверок.
В таджикском МВД признают недопустимость подобной практики, но предупреждают, что плановые меры в отношении лиц, вызывающих подозрение, будут продолжаться.
Наблюдатели полагают, что действия таджикских властей, направленные против ношения бороды и хиджаба, проводятся в рамках борьбы с радикализацией общества и сохранения светской формы правления.
Исламская партия Таджикистана обратилась с открытым письмом к уполномоченному по правам человека Зарифу Ализода с требованием дать оценку многочисленным фактам ущемления прав верующих в стране и прекратить гонения на них.
«Многие годы наша партия становилась объектом давления. Теперь в стране преследуются верующие, которые носят бороды и хиджабы. Подобные действия противоречат основному закону страны, который гарантирует свободу слова, вероисповедания, мнений», — заявил Саидумар Хусайни, первый заместитель партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).
Признак радикала
По мнению экспертов, в представлении чиновников борода и хиджаб – первый признак исламского радикала.
«Меня с другом днем остановили люди в гражданской форме на улице. Они представились оперативниками и стали интересоваться, почему я ношу бороду», — рассказал Рустам Гулов, член общественного совета по реформе милиции при УМВД Согдийской области.
Рустам Гулов
«Ссылаясь на какой-то секретный закон о запрете бороды, который мне отказались показать, тут же в отделе насильно сбрили мою бороду», — говорит Рустам Гулов
Он говорит, что под предлогом выяснения личности, несмотря на предоставленный паспорт, его силой отвезли в отдел милиции города Худжанда.
«Там, ссылаясь на какой-то секретный закон о запрете бороды, который мне отказались показать, тут же в отделе насильно сбрили мою бороду. Три милиционера меня держали за руки, а один брил бороду. При этом мне сказали, что жаловаться я могу куда угодно, а затем отпустили», — говорит Гулов.
Рустам Гулов обратился с открытым письмом-жалобой к президенту страны Эмомали Рахмону, а также к руководству генпрокуроры и МВД страны. В нем он, в частности, требует объяснений от властей и наказания виновных.
«Милиционеры мне заявили, что это политика властей. Бороду носить нельзя. В службе собственной безопасности МВД, которая проводит проверку по моей жалобе, очень вяло на нее отреагировали и честно признались, что милиционеры, сбрившие мне бороду, скорее всего, получат просто выговор. Действия их сотрудников их не удивили, зато они были неприятно удивлены моим желанием добиться справедливости», — добавил Рустам Гулов.
Документы, подтверждающие право на ношение бороды и хиджаба, — это полнейший абсурд
Комитет по делам религии Таджикистана
Житель города Худжанд – один из немногих, кто решился открыто написать жалобу на незаконные действия таджикской милиции. Большинство пострадавших отказываются обращаться в МВД за помощью, опасаясь преследования и мести со стороны сотрудников правоохранительных органов.
«Я был с друзьями на улице рядом с домом, когда меня задержали милиционеры. Десятки людей стали свидетелями того, как меня просто насильно посадили в машину и увезли в парикмахерскую и сбрили мне бороду. При этом сотрудники МВД оскорбляли меня, верующих мусульман, называя их ваххабитами и врагами государства», — уверен душанбинец Эрадж Неккадамов.
«Для мусульманина насильно сбритая борода – это страшное оскорбление, — продолжает он. — Мне стоило огромных усилий пережить все это, но обращаться с жалобой в органы я не стал. Зачем? Знаю, что делать это бесполезно. Никого не накажут, поскольку милиционеры лишь выполняли спущенные сверху устные указания начальства».
Жалобы
В МВД Таджикистана после волны недовольства и негодования граждан в социальных сетях таджикского сегмента интернета поспешили осудить действия своих сотрудников, назвав их незаконными. Однако до сих пор ни один из сотрудников таджикской милиции, участвовавших в незаконных рейдах, не понес наказания.
«Руководство МВД получило несколько жалоб. По ним проводится разбирательство. В отношении сотрудников милиции, допустивших незаконные действия, будут применены дисциплинарные взыскания», — пообещал Икром Умарзода, заместитель главы МВД, в интервью местным СМИ.
Между тем, в неофициальных беседах некоторые сотрудники милиции признались Русской службе Би-би-си, что получали специальные устные директивы, спущенные сверху, о проверке документов у мужчин, носящих бороду, и женщин в хиджабах.
Не преклоняйтесь перед чуждыми ценностями, не следуйте чуждой культуре! Носите наряды традиционных расцветок и покроя, а не черную одежду
Президент Имомали Рахмон
В комитете по делам религии при правительстве Таджикистана также опровергают наличие каких-либо правительственных решений на этот счет и предупреждают население о появлении группы мошенников, продававших разрешения на ношение бород и хиджабов.
Информация о злоумышленниках появилась на сайте Комитета. Кроме того, там была размещена фотография фиктивного документа — удостоверения, разрешающего официально носить бороду и хиджаб.
«Документы, подтверждающие право на ношение бороды и хиджаба, — это полнейший абсурд», — подчеркивается в сообщении Комитета по делам религии.
Пристальное внимание
Несмотря на заверения властей о недопустимости каких-либо дискриминационных мер по отношению к верующим, владельцы торговых точек, торгующих мусульманской одеждой в Душанбе, рассказали Русской службе Би-би-си, что им настоятельно рекомендовали прекратить продажу исламской атрибутики.
Таджикистан
Хиджабы становятся серьезным препятствием при поиске работы в Таджикистане
«К нам приходили милиционеры, проверили наш магазин и потребовали, чтобы мы закрыли его. Продавать хиджабы, длинные халаты, черные платки нельзя. При этом предоставить каких-либо официальных бумаг, подтверждающих запрет, нам не смогли», — рассказала Би-би-си на условиях анонимности хозяйка небольшого магазина на одном из рынков Душанбе.
«Однако многие продавцы испугались, потому что инициативы эти идут сверху и правды нам добиться будет сложно. Работать в любом случае не дадут. А ведь многие вложили в дело огромные деньги, и что теперь – банкротство?»
Пристальное внимание тому, как одеваются и как выглядят таджикские граждане, уделяют не только сотрудники правоохранительных органов и спецслужбы страны. Президент страны Эмомали Рахмон также не оставил без внимания этот, по его мнению, очень важный вопрос.
Душанбе не понимает, что борьба с лжеврагами ослабляет иммунитет страны
Социолог Мехмоншо Шарифов
«Не преклоняйтесь перед чуждыми ценностями, не следуйте чуждой культуре! Носите наряды традиционных расцветок и покроя, а не черную одежду, так как даже траурная одежда таджикской женщины была белого, а не черного цвета», — говорит президент страны.
Не остались в стороне и таджикские государственные телеканалы, транслирующие репортажи о прямой связи религиозных радикалов с теми, кто носит бороды и мусульманские головные уборы, а также об их пагубном влиянии на молодежь.
Традиционно таджички носили платки, повязанные поверх головы, но в последние годы количество женщин и девочек в хиджабах в Таджикистане заметно возросло, и это несмотря на введенный таджикскими властями запрет на ношение мусульманского головного убора в учебных заведениях страны.
Темпы исламизации
Мусульманские платки хиджабы становятся серьезным препятствием при поиске работы в Таджикистане.
Темпы исламизации страны наиболее заметны в Душанбе, в Согдийской и Хатлонской областях, расположенных на севере и на юге страны, а также в районах, находящихся в непосредственной близости от таджикской столицы. Интерес к религии в стране в последние годы заметно вырос.
Таджикистан
Торговцы исламской одеждой говорят, что им было приказано закрыть свои магазины
Вместе с тем, результаты проведенного ранее опроса демонстрируют, что эта увлеченность религией часто бывает не вполне добровольной.
По официальным данным, 99% жителей Таджикистана исповедуют ислам. Большинство мусульман Таджикистана, за исключением небольшой общины шиитов-исмаилитов Горного Бадахшана, являются суннитами ханафитского толка.
Религия в Таджикистане официально отделена от государства. Однако в реальности власти активно вмешиваются в деятельность религиозных институтов в стране, в частности, имеют решающий голос при избрании имам-хатибов мечетей, которые ведут пятничные молитвы.
В Душанбе опасаются, что молодежь, оставшаяся без контроля государства и семьи, может попасть под влияние радикально настроенных религиозных групп или стать сторонниками нетрадиционных для Таджикистана течений ислама.
Слабость авторитета
Однако политологи уверены, что причиной появления в обществе радикально настроенных мусульман, является отсутствие национальной идеологии, слабость авторитета официального духовенства и нерешенные социальные вопросы.
«Таджикские власти так и не смогли решить социально-экономические вопросы. Им не удалось сократить поток мигрантов, что также влияет на рост радикализма молодежи, которая хотела бы жить и трудиться у себя на родине. Вместо этого, в стране многократно вырос уровень коррупции, распространено местничество, налицо тенденция кланового правления государством, без учета интересов жителей страны», — подчеркивает социолог Мехмоншо Шарифов.
«Это все приводит к росту недовольства огромной части населения Таджикистана. Что делают власти? Они не решают причин конфликта. Они создают образ врага, навязывают этот образ через подконтрольные им СМИ и государственные органы, населению страны и борются с теми, кто хочет реформ. Враги – это недовольные властью оппозиционно настроенные люди. Однако Душанбе не понимает, что борьба с лжеврагами ослабляет иммунитет страны, что в итоге делает страну слабой перед действительно настоящими угрозами, как терроризм и экстремизм», — продолжает Мехмоншо Шарифов.
В прошлом Таджикистан вернул из мусульманских стран тысячи студентов и школьников, обучавшихся в исламских учебных заведениях мусульманских стран. Многие из этих студентов вновь были вынуждены покинуть родину из-за безработицы и чрезмерного внимания спецслужб.
Официальный Душанбе в настоящий момент ведет переговоры с властями Ирана, Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии, Египта о возвращении таджикских граждан на родину, а также внимательно следит за всеми передвижениями таджикистанцев за пределами страны и их активностью в социальных сетях, в том числе в России.
По данным ГКНБ Таджикистана в боевых действиях в Ираке и Сирии участвуют до 300 граждан страны, однако эксперты считают, что число таджиков, воюющих в странах Арабского Востока, намного больше.