Донбасс против Донбасса
Следует полностью реализовать принцип: «Демократия должна быть с кулаками». Ведь иначе Wojna domowa на Донбассе со всей ее жестокостью будет продолжаться дальше…
Власть Украины в последнее время выражает осторожный оптимизм относительно ситуации на Донбассе. Мол, число обстрелов и боестолкновений резко уменьшилось, есть шансы на стабилизацию ситуации в регионе, а там, глядишь, и на возвращение всех, в том числе и оккупированных, территорий края под контроль Украинского государства. Но, с моей точки зрения, все эти рассуждения не учитывают одного, но очень важного фактора: «войны Донбасса против Донбасса», которая идет внутри «гибридной войны» России против Украины. Да и в отечественных СМИ вести об этом речь считается едва ли не дурным тоном. Но разве можно избегать анализа того, что происходит в этом регионе, и того, что там еще может случиться?
Поэтому, не претендуя на полноту анализа и «вынеся за скобки» некоторые моменты, обращу внимание на то, что и политологи, и политики почему-то игнорируют.
Начнем с общих настроений Донбасса, которые всегда заметно отличались от отличаются сейчас от общеукраинских. Социологическая группа «Рейтинг» в марте 2013 года, когда Революция достоинства еще была за горизонтом, провела всеукраинский опрос, посвященный ценностным ориентациям граждан. Так вот: тогда 59% опрошенных считали, что Украине скорее не хватает «сильной руки», чем «демократии» (26%). В то же время 42% респондентов считали: Украине скорее не хватает «большей свободы слова», чем «большей цензуры» (26%). Половина опрошенных считала, что Украине «нужно развивать рыночные отношения», тогда как 31% — «возвращаться к плановой экономике». Иначе говоря, треть сторонников «сильной руки» одновременно выступала за увеличение свободы слова, а 40% — за дальнейшее развитие рыночной экономики; значит, можно утверждать, что в их представлении «сильная рука» — это был кто-то вроде Шарля де Голля или Маргарет Тэтчер, способный вытащить Украину из перманентного кризиса и провести настоящие, а не декларативные реформы. И сторонники демократии, как показали ответы на остальные вопросы, склонялись к мысли, что «добро должно быть с кулаками»…
А вот на Донбассе было иначе. Ответ «Украине не хватает сильной руки» там дали 68% опрошенных, «не хватает демократии» — только 14%. В таких ориентациях Донбасс разделил первенство по стране с южным регионом. А вот в стремлении усиления цензуры Донбасс оказался безоговорочным чемпионом: ответ, что «Украине не хватает большей цензуры» дали 43% респондентов (южный регион — 33%, восточный — 28%), тогда как «не хватает свободы слова» ответили только 24% его жителей. Такие же «чемпионские» показатели зафиксировал и ответ на вопрос о плановой и рыночной экономике. 50% опрошенных в регионе — за возвращение к плановой экономике, и только 31% — за развитие рыночных отношений (в южном регионе, например, несмотря на всю местную специфику, обратная картина — 33% против 45%). Иначе говоря, в Донбассе доминировала мечта не о де Голле, а о смеси Путина с Лукашенко. Большинство тех, кто мечтал об этом, конечно, пошло к пророссийским боевикам или поддержало их. А вот определенная часть сторонников авторитаризма или даже тоталитаризма в силу тех или иных причин (главным образом — нежелание жить под двуглавым орлом) попала в число украинских добровольцев. И не случайно на подконтрольной Украины части Донбасса рейтинг Дмитрия Яроша значительно выше, чем рейтинг Арсения Яценюка…
Поэтому и идет жесткое и жестокое противоборство между теми жителями края, кто за «ДНР», «ЛНР» и «русский мир», с одной стороны, и теми, кто мечтает о беспощадной к врагам Украине, хочет видеть «сліпучу і вічну, як слава», если вспомнить формулу Олега Ольжича, «Залізну Державу».
Сегодня на освобожденной от оккупантов и террористов территории Донбасса, по данным различных социологических центров, число украинских патриотов и врагов Украины примерно равное (при том, что подавляющее большинство жителей тем или иным способом декларирует свой нейтралитет и приверженность к более сильному). Если учесть беженцев с оккупированной территории, то, вероятно, такая же картина политических ориентаций и среди жителей этих территорий. А так как для всей Украины речь идет о войне с внешним агрессором и его местными прислужниками, то для жителей Донбасса, частично Слобожанщины и Приазовья, это — злая Wojna domowa, которая идет внутри общей войны, является ее составляющей. Я употребляю именно этот польский термин, потому что он значительно более точный, чем «гражданская война» или «civil war». Последние обозначают войну между людьми, которые отождествляют себя с одним государством, только имеют разные — непримиримые! — идеологические установки. В случае же Донбасса речь идет о больших группах людей, которые стремятся быть гражданами разных государств, но для которых их край — родной дом. Таким образом, там идет Wojna domowa — собственно, это пока скорее метафора, чем научный термин, но метафора очень точная.
Не буду вдаваться в теоретические подробности, процитирую фрагмент романа Юрия Яновского «Всадники», где действие разворачивается как раз в степях Приазовья:
«С тобой говорить будем потом, — сказал Иван, — а я служу революции, интернационалу», — и, еще переговорив с Гертом, молча подошел к куче пленных, осмотрел их внимательно, рассматривая каждое лицо, словно машинную деталь на браковке, прошелся раз и два и начал говорить:
«Хлопцы, — сказал Иван, — вот и закончилась ваша служба у предателя и бандита батьки Махно… Отступаем мы перед кровавым царским генералом Деникиным, пробиваемся на Киев… Вот и вы, среди вас есть, вероятно, и обманутые бедняки, мы призываем вас, ведь вы с нами одного горя, — становитесь рядом биться за правду бедных. Бедняки и трудящиеся будут с нами, и все, как один, до победы, да здравствует Советская власть. Красная Армия!»
Герт подал команду, несколько человек отошло влево и стало, а остальные пошли кучей прочь, небыстрым шагом пошли прочь, все глаза смотрели на них, и царило молчание. Куча отходили все дальше и дальше, они ускоряли шаги, некоторые стали подбегать, один вырвался из кучи и побежал, за ним второй, третий, вся куча побежала, словно стадо овец, побежала изо всех сил, не оглядываясь, убегая от смерти. Тогда Иван Половец приказал приготовить пулеметы. По его знаку несколько пулеметов начало стрелять, и пулеметы остановились, когда задача была выполнена». Таковы «правила войны». А речь идет-то во «Всадники» о тех махновцах, которые сами бросили оружие и сдались «красным»…
Такова война между большими группами людей, которые хотят быть гражданами разных государств, но имеют общий дом, общее прошлое, более того, нередко находились ранее в дружеских или родственных отношениях. У Яновского фигурируют сторонники «белой» России, сторонники России «красной» (которая имела вид «интернационала»), сторонники УНР и, наконец, бездержавники-махновцы (которые при этом отождествляли себя с Украиной и назывались Революционная повстанческая армия Украины). Но главное в этом контексте — что война такая чрезвычайно жестокая, ведь речь идет о доме, о родных местах, о корнях твоего рода, которые достанутся не внешнему агрессору, а тем, кто недавно был «своим».
Поэтому если власть действительно хочет мира, который будет основываться на разных — политических, военных, информационных и социально-психологических — принципах, то следует учитывать специфику Донбасса и его жителей, стоящих сейчас по обе стороны фронта, минимизировав влияние обозначенных выше факторов с целью затухания локального конфликта в формате Wojna domowa. В то же время следует полностью реализовать принцип: «Демократия должна быть с кулаками». Ведь иначе Wojna domowa на Донбассе со всей ее жестокостью будет продолжаться дальше…