Искусство войны, любви и мира
Девиз киевского «ГогольFESTa» отражает реальность войны в стране и реакцию художников на политическую ситуацию
В Киеве завершился «ГогольFEST», один из лучших театральных мультидисциплинарных фестивалей на постсоветском и восточноевропейском пространствах. Фестиваль существует с 2007 года, объединяет пять направлений: театр, музыку, кино, литературу, визуальное искусство. В разное время его гостями и хедлайнерами были московский ансамбль Дмитрия Покровского, оркестр современной музыки OPUSPOST, испанский театр La Fura Del Baus, который открывал Олимпийские игры в Барселоне, другие современные европейские театры, которые экспериментируют с музыкой, современным танцем. Девиз фестиваля этого года: «Искусство войны, мира и любви». О значении этих искусств Радио Свобода рассказал бессменный директор «ГогольFESTa», руководитель театра ДАХ Влад Троицкий.
В этом году «ГогольFEST» впервые проходит в павильонах Киевского национального выставочного центра, архитектура и планировка которого напоминают о московских павильонах и статуях ВДНХ. Однако внешней оболочкой сходство заканчивается: из театра сталинской архитектуры зритель сразу же попадает в пространство электронной музыки и академического авангарда, отлично поставленного света, декоративных или острорадикальных и провокативных художественных выставок. На выставке, посвященной модному бренду одежды, в качестве экспонатов присутствуют оторванные ноги манекенов и головы морских чудовищ. Выставка фотографий посвящена разным видам казней еды, где обыгрывается распятие хлеба, колесование ветчины, повешение сыра. Еще одна выставка непосредственно связана с тем, как фотографы понимают и обнаруживают присутствие войны в мирной жизни. Это не репортажные фотографии с линии фронта, это скорее сгущенная тревога в киевских пейзажах, символическое прочтение войны. В документальной кинопрограмме фестиваля есть фильм «Добровольці Божої чоти», снятый непосредственно на передовой, за пять дней в Донецком аэропорту, герои его – военные, за несгибаемость получившие прозвище киборгов. Документальный реализм присутствует в системе фестиваля, он не только в документальном кино, но и в программе документального театра, которую курировала Наталка Ворожбит, киевская звезда постсоветской «новой драмы». При этом документальное – важное, но не генеральное направление в нынешнем «ГогольFESTe». В его девизе «Искусство войны, мира и любви» главным является слово «искусство». Директор фестиваля, главный режиссер театра ДАХ, отец-основатель музыкальных групп «ДахаБраха» и Dakh Daughters, постановщик музыкальных мистерий Влад Троицкий, делает основой театральной программы большие музыкальные шоу: перформансы, спектакли, зонг- или рок-оперы немецкого, польского, литовского, украинского происхождения. Главные спектакли театральной программы обращены к античному и библейскому контексту. Еврипидовская «Ифигения в Тавриде» в интерпретации современного украинского режиссера оказывается невестой террориста, дело происходит в Крыму; Антигона Софокла и Брехта в интерпретации француженки Люси Берелович кажется нашей современницей, очевидицей Майдана и восточноукраинского военного конфликта, а девушки из фрик-кабаре Dakh Daughters исполняют роль не столько античного хора, сколько современного фольклорного.
В украинском социальном пространстве есть ощущение, что люди искусства говорят о самом важном естественно, без противоречий с друзьями, обществом и государством. Главные события «ГогольFESTa» связаны со спектаклями самого Влада Троицкого, музыкальной трилогией о войне, мире и любви.
– Почему «ГогольFEST» в этом году называется «Искусство войны, мира и любви»?
– Потому что мы, вся страна и каждый человек, находимся в таком состоянии. Нам каждую секунду через медиа транслируется, что мы находимся в войне; и тем или иным образом каждого касается ситуация в АТО. При этом война касается не только востока Украины. У каждого из нас есть внутренний раб или карлик, и он говорит: «Это не твоя история, кто-то должен порешать за тебя твою жизнь». И борьба с внутренним рабом – это сложная, тяжелая история. Тут нужно увидеть мир: и через любовь, и мир как мир, и его полюбить, и через эту свою любовь построить. Я так поэтично, немножко претенциозно говорю, но надо понимать, что войну можно победить только через любовь.
– Почему у вас «искусство мира» представлено ораторией, которая основана на Книге Иова? Ведь это одна из самых трагических, печальных историй в Библии, и шире – в человеческой культуре.
– На самом деле эта история напоминает историю нынешней Украины, когда идут испытания, война, экономика в беде, и вообще все тяжело; тем не менее тебе нужно как-то собраться с силами и начать опять жить. Книга Иова – это все-таки жизнеутверждающая история. Да, это испытания, боль, это страшно и трагично, но нужно жить.
– У вас грандиозные музыканты в этом спектакле. Кто они и откуда?
– Это два молодых композитора – Илья Разумейко и Роман Григорьев, специалисты по так называемому препарированному роялю, и команда, которая участвовала в спектакле «Кориолан». Одна девушка из Парижа, украинка, но живет в Париже. Хотела поучиться, как режиссировать оперу, и в результате сама поучаствовала, у нее прекрасное меццо-сопрано. Удивительный получился проект, он как-то совпал по чувству и у ребят-композиторов. Четыре недели создавалась эта музыка, одновременно репетировали, я ее как-то комментировал, она менялась. Многим зрителям она дала чувство света.
– Хотела спросить об античном и библейском контексте, который очень важен для фестиваля, он эти три темы – искусство войны, искусство мира и любви – каким-то образом обрамляет. Вы хотите сказать, что война свойственна человеческой цивилизации? Или, если страна с неизбежностью попала в ситуацию войны, то неплохо было бы вспомнить образцы классических трагедий?
– Обращение к классике… Люди-то на самом деле не так сильно меняются. Вроде бы быстрее время течет, быстрее информация, но человеческая природа одинакова, и разрушение в самой природе войны, в агрессии. С другой стороны, есть надежда, может быть, утопическая, на то, что сейчас, возможно, есть ответственные люди, которые понимают, что война по крупному счету бессмысленна. Не оголтелый пацифизм – давайте завоевывайте меня, берите, – но выстраивание более убедительного мира, который несет некие другие ценности, другую какую-то цивилизацию, и через эту цивилизацию развитого ответственного сознания – диалог с миром. По-моему, это единственный способ уберечь человечество от саморазрушения. Это, конечно, трудно, и прежде всего война идет внутри каждого из нас. Как там у Горина было, в «Мюнхгаузене»: нужно каждое утро делать подвиг, вытаскивать себя за волосы.
– Если говорить об искусстве любви, каким образом оно представлено на пространстве «ГогольFESTa»?
– Было два проекта. Один просто музыкальный – камерный ансамбль «Киевские солисты» под управлением Дмитрия Яблонского играл такую величественную концертную музыку, Мендельсона, Пьяццолу, Вивальди… Прекрасная музыка, которая ассоциируется с чувством любви, и Майкл Утман, бельгийский скрипач, играл на легендарной скрипке Страдивари. А вторая часть – это тизер будущего проекта, который делают девушки из группы Dakh Daughters, «Как я была Алисой, или Искусство любви». Имеется в виду Алиса из сказки Кэррола. Я уверен, каждая девушка читала «Алису в Стране чудес» и воображала себя Алисой. Они решили сделать какие-то удивительные поэтические импровизации вокруг текста Кэрролла, вокруг текстов «Песни песней» библейской. Получилась очень красивая и поэтичная история, с юмором. Мы планируем работать с шестью разными аниматорами из шести разных стран мира, которые сделают шесть мультфильмов о том, как каждая из девушек была (или стала) Алисой. В начале лета будет премьера большой программы и выпуск альманаха анимационного.
– Как вы определяете, что такое «ГогольFEST»? Это синтетическое искусство? Это театр мистерий? Это мультиинструментальное пространство? Это пространство современного искусства?
– Я за последние годы попробовал выстраивать горизонтальные самоорганизующиеся структуры, и для меня очень важно, чтобы каждый вид современного искусства был, с одной стороны, независим, с другой стороны, синхронизировался с остальными, и по возможности происходили какие-то мультидисциплинарные проекты. Мне кажется, в этом году из-за того, что большая территория, и каждая программа имела свою локацию, это во многом удалось, и очень достойная визуальная программа, и танцевальная, и классическая музыка, и альтернативная, и андеграундная музыка, театральная программа, литературная, фэшн-арт, детская программа… Условия были непростые, как вы понимаете, но мы дерзнули, и это состоялось. Конечно, хотелось бы, чтобы этот фестиваль превратился в постоянно действующую площадку. Когда идет презентация, с шумом, с небольшим пафосом, это открывается миру, но, в принципе, постоянно действующий education production центр, который во всех областях искусства, с привлечением артистов, художников, режиссеров из разных стран мира, делает новый тип продукта, что очень важно для Украины сейчас.
В Украине должно появиться то, чем можно гордиться сегодня, что сделано сегодня и что направлено в завтрашний день. Если мы будем думать только о том, «как бы день простоять да ночь продержаться», будь то на войне, будь то в экономике, кто будет заниматься завтрашним днем? Если не ты им занимаешься, им займется кто-то другой. Это же логично. Поэтому второй лозунг фестиваля – «Дегустируй завтра уже сегодня». Художник – это человек, который чувствует сердцем завтрашний день, чувствует потенцию страны, людей. И когда через созидательное, когда через ироничное, собственно, его и делает. Современное искусство как функция. Можно по-разному определять, что это такое – современное искусство, но одно из простых определений: это то, что тебя уводит из рамок привычного, что выпадает из твоей классификации, и то, что делается сейчас. Художник что-то делает, что не повторяет вчерашний день, это же не репродукция. А это зрителю, слушателю позволяет расширить свои горизонты, увидеть разнообразие мира и возможность для дерзновений. Просто надо перестать ожидать, что кто-то решит твою жизнь. Никто твою жизнь не решит, пока ты сам не увидишь мир, не увидишь его возможности, не увидишь другого человека. И в любви, простите за это слово, которое максимально дискредитировано, тем не менее, в любви, в терпении увидеть другого человека и начать договариваться, уважать друг друга и строить завтрашний день.