Репортаж Владислава Воронина из Парижа, где в результате взрывов около стадиона погибли 5 человек. Всего в городе 153 жертвы.
Когда громыхнуло в первый раз, шла 17-я минута матча. Никто рядом со мной даже не вздрогнул, не стал опасливо оглядываться и искать источник шума. Звук был похож на тот, что часто разносится на российских стадионах, когда подрывают взрывпакеты – только чуть звонче и объемнее. Этот шум не пугал и не напрягал.
Минуты через полторы-две прогремело снова, только теперь в другом конце стадиона. По трибунам прокатился гул – не то чтобы одобрительный, но таким часто гонят любимую команду вперед. О взрывах тогда еще не знали и вряд ли могли подумать.
Стадион зашевелился от тревоги только в начале второго тайма. Смартфоны, подключенные к местному вай-фаю, разрывались от сообщений из всех месседжеров. Французы рядом со мной не успевали отвечать знакомым. Потом посыпались звонки от родных, люди что-то растерянно отвечали и продолжали читать новости. Футбол стал каким-то ненужным и назойливым фоном, интерес к нему заметно понизился. Как отметили в Федерации футбола Франции, матч не остановили из-за нежелания сеять панику.
Во втором тайме было известно не только о взрывах около стадиона – уже сообщили о стрельбе в ресторанах. Вскоре написали про захват заложников в театре «Батаклан», и заметно испуганные люди потянулись к выходу.
Правда, выйти со «Стад де Франс» было невозможно. Стюарды в цитрусовых манишках закрыли металлические ворота секторов и встали посередине.
– Что случилось? – спросил я у одного из них.
– Страшное происшествие. У нас большие проблемы. Пока только сказали, что стадион полностью закрыт.
Это слышал каждый, кто хотел поскорее добраться домой. Паники не было, люди удивительно спокойно реагировали на отказ и разворачивались к полю.
Около 85-й минуты стюард моего сектора свистнул и открыл ворота – можно было свободно выходить. Правда, многих болельщиков просили покидать стадион с поднятыми руками, чтобы не возникало лишних подозрений. В некоторых даже светили мощными фонариками – если казалось, что человек несет что-то необычное.
Все вроде наладилось, игра закончилась, стадион быстро опустел. Громко играла жизнерадостная песня группы Metronomy. И вдруг огромная толпа рванула назад на одну из трибун за воротами. Люди разбегались во все стороны, испуганно, истерично бежали вниз по лестнице, шумно стучали ногами прямо по сидениям. Еще более шумно перепрыгивали через ограждения на нижнем ярусе трибун. Неслись на поле, легко перелетая через рекламные щиты. Этот беспорядочный топот смешивался с одиночными криками – и становилось действительно страшно.
В такие моменты ужас окутывает даже самых стойких, паника становится общей за несколько секунд. Когда толпа разбегается из одной точки и несется куда придется, невозможно не представить себе что-то страшное. Сознание отключается, работают простейшие инстинкты – и хочется тоже двинуться куда-то в сторону, лишь бы не стоять на месте.
Стюарды мужественно пытались остановить панику: расправляли руки перед бежавшими, некоторых хватали за рукава и пытались что-то объяснить. Но слушать никто не хотел. Болельщики вырывались и продолжали выбегать на поле.
В итоге газон был забит практически полностью, там стояли несколько сотен человек – скорее всего, даже больше тысячи. Оказавшись на поле, люди замирали. Они явно не знали, что надо делать, бежать было уже некуда. В основном все доставали телефоны: снимали видео, читали новости, звонили близким.
– Почему вы вернулись на трибуну и рванули на поле? – спросил я у одного из французов.
– Кто-то впереди сказал, что были слышны выстрелы, – ответил мужчина лет 35.
На улице мелькали огни полицейских машин, кричали сирены скорой помощи, но выстрелов на самом деле не было. Сработала цепная реакция испуганных людей.
Диктор «Стад де Франс» раз в 2-3 минуты призывал всех сохранять спокойствие и не паниковать. Но слова не могут помочь, когда рядом кружит полицейский вертолет, а новости о количестве погибших становятся все страшнее.
Напряженная пауза продлилась 20-25 минут – все это время полиция усиливала охрану вокруг стадиона и выстраивала кордоны безопасности. Когда приготовления были закончены, диктор объявил: «Сейчас нет опасности, можно покинуть стадион, призываем вас подняться на трибуны и ждать, когда к выходу пригласят ваш сектор».
Люди послушно ушли с поля, но на улице все равно вели себя очень осторожно. Один отец держал сына за плечи и закрывал его всем телом. Мама с дочкой долго не решалась выйти на перекресток – стояла прислонившись к стене дома и выглядывала из-за угла, нет ли кого с оружием.
Эвакуация была организована действительно хорошо. Вооруженные полицейские сразу окружали более-менее крупные группы болельщиков. Через каждые 15-20 метров стояли местные ОМОНовцы с оружием. Нигде не допускалось скопление людей, даже лестницу в подземный переход периодически закрывали, чтобы не возникла давка. На дорогах были перекрыты въезды в самые опасные районы.
Меры предосторожности были максимальными. В автобусе сразу попросили выключить свет и все возможные его источники. Смартфоном можно было пользоваться на минимальной яркости. «Иначе мы можем стать целью», – прокричал один мужчина.
Сейчас уже точно известно, что около «Стад де Франс» произошло три взрыва. Как минимум один совершил террорист-смертник. Он находился в непосредственной близости от стадиона, рядом с входными воротами – скорее всего, на сектор J, о взрыве рядом с которым сообщил президент Федерации футбола Франции Ноэль Ле Гре. Как отметил источник агентства AFP в полиции, взрывное устройство находилось в специальном поясе.
Агентство AP и французский телеканал BFMTV допускают, что смертников было двое, а третий взрыв был вызван гранатой. Как отмечает газета Le Figaro, взрывы произошли около McDonald’s (рядом со входом D на «Стад де Франс») и кафе Event (первый взрыв – в 21:15, его не было слышно на стадионе).
В результате взрывов погибли 5 человек, 11 находятся в тяжелом состоянии, еще 30 получили различные травмы.
Сборная Франции уже отменила все запланированные на субботу мероприятия, в том числе тренировку. Немцы оставались на «Стад де Франс» в течение трех с половиной часов после матча, потому что им не могли гарантировать безопасность по пути в отель, который находится в центре Парижа. В итоге игроков вывозили в нескольких микроавтобусах в сопровождении полиции.
Фото: REUTERS/Gonazlo Fuentes, Владислав Воронин.