Калининград: Новая холодная война — новые проблемы российской Прибалтики
Александр Рабушев, Независимая газета
Вчера Владимир Путин провел совещание с членами правительства, в ходе которого обсуждались проблемы Калининградской области. Речь шла в первую очередь о социально-экономическом развитии региона, поддержке резидентов особой экономической зоны после 1 апреля 2016 года и проблемах энергообеспечения области.
Как сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, членам правительства дано поручение ускорить принятие нормативно-правовых актов для поддержки области в условиях действия правил членства России в ВТО. Обсуждался и механизм поддержки местных предприятий.
Ситуация, складывающаяся вокруг и внутри российской Прибалтики, уже четверть века является головной болью для Москвы.
Развал СССР в одночасье превратил область, являющуюся крупнейшим военным форпостом страны, в полуанклав, местные власти и федеральный Центр не сразу осознали весь шлейф последствий геополитической трансформации. С 1991 года условия транзита через Литву последовательно ужесточались. Свертывание военных заказов, резкое сокращение гарнизона и разрыв наработанных связей со странами Балтии привели к тому, что экономический кризис в Калининградской области оказался вдвое глубже, чем в целом по стране. К 1998 году объем производства упал до 29% от уровня 1990 года.
Возвращение в формат холодной войны, о котором говорят сегодня, чревато для Калининградской области новыми проблемами. Уже названа дата выхода стран Балтии из единой энергетической системы России – 2020 год. В результате энергосистема Калининградской области будет отрезана от Большой земли. Выход из строя единственного крупного источника энергии – Калининградской ТЭЦ-2 – в такой ситуации грозит полным коллапсом хозяйственной деятельности. Положение могла бы стабилизировать Балтийская АЭС. Но, как выяснилось, страны Европы не горят желанием менять газовую зависимость от России на электрическую. Стройку заморозили. Теперь ставка делается на создание угольно-газовой энергетической генерации: четыре теплостанции общей мощностью 900 МВт.
Параллельно развивается и драма вокруг «проблемы-2016». Дело в том, что с 1 апреля 2016 года будут отменены таможенные льготы особой экономической зоны, которые позволяли подняться калининградской «отверточной индустрии» – сборке бытовой электроники, автомашин, пищевой промышленности, активно использовавших импортное сырье и комплектующие. По оценкам правительства Калининградской области, ликвидация льгот приведет к закрытию 900 предприятий и залповому увольнению 30 тыс. сотрудников. В ходе майского визита в регион премьер-министра Дмитрия Медведева было обнародовано предложение компенсировать рост издержек в объеме 50–60 млрд руб. ежегодно из федерального бюджета. Уже тогда этот проект не вызвал особого энтузиазма у Минфина и Минэкономразвития России. Теперь вопрос вынесен на президентский уровень.
Доцент кафедры экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета Владимир Кузин в беседе с «НГ» отметил, что за прошедшие пять месяцев областному правительству не удалось особо продвинуться в реализации поручений, данных главой правительства РФ. «Для нашего бизнеса важно отношение президента к проблемам Калининградской области. Ведь сегодня многие из них задумываются над тем, чтобы вообще перенести производство в другие районы России или за рубеж», – сказал эксперт.
Калининградский политолог Владимир Абрамов проявил меньше оптимизма по поводу очередного подхода федеральных властей к «янтарной шараде»: «На фоне неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры у Центра объективно сокращается ресурсная база для решения проблем региона. Тем более что эти проблемы имеют вечный характер, порождаемый геополитической ситуацией, когда на смену одному аспекту вылезает другой». В качестве примера эксперт напомнил о паромной переправе, которая рассматривается в качестве альтернативы сухопутному транзиту через Литву и Белоруссию, несмотря на то что работает всего лишь шесть месяцев в году.
Губернатор Николай Цуканов пояснил вчера, что на совещании в Москве обсуждался и механизм субсидирования железнодорожных перевозок. По его словам, речь идет о суммах от 1,5 млрд до 4 млрд руб.