Какая война вокруг России уже идет

В информационном пространстве — русскоязычном, но не только — уже длительное время идет информационная война. Главный и основной ее признак: обилие противоречащих друг другу заявлений в СМИ, информационных «вбросов», попыток повлиять на общественное мнение через социальные сети или другие каналы общения в интернете. Разобраться в происходящем становится чрезвычайно сложно, так как звучит масса заявлений, каждое из которых само по себе достаточно убедительно, но противоречит тому, что говорит противоположная сторона. Один из главных каналов информационной войны — телевидение.

Как страны бывшего СССР «страхуются» от «крымского сценария»

Пожалуй, наиболее активно реагирует на изменение ситуации на территории бывшего СССР Литва. Здесь не только предпринимаются наиболее активные попытки противостоять в информационной войне, но и разрабатываются пособия, которые должны подготовить граждан страны к вторжению со стороны предполагаемого агрессора. Информационной войне уделено особое внимание. Важно, как сказано в пособии, «Сохранять волю к сопротивлению. Стремиться повлиять на процесс принятия решений агрессора или оккупанта. Не позволять врагу укрепить свои позиции на оккупированных территориях».

Тут также стоит отметить, что НАТО наращивает военное присутствие во всех трех балтийских республиках: создает штабы, призывает развивать ополчение, присылает солдат и планирует учения.

Считается, что одним из главных союзников России на постсоветском пространстве является Беларусь, экономика которой крайне зависит от российского рынка. Однако президент страны Александр Лукашенко ведет сложную и прагматичную игру, не стесняясь поддерживать контакты с президентом Украины Петром Порошенко и обещать помощь и Украине, и России. Сама Беларусь испытывает экономические проблемы, справиться с которыми, очевидно, предполагается при помощи России. Во всяком случае, продовольственные санкции совершенно точно открыли перед Беларусью новые перспективы.

При этом Беларусь стала одной из первых, если не первой республикой экс-СССР, которая уже предусмотрела «крымский сценарий» в своем законодательстве, добавив в закон «О военном положении» пункт «о направлении другим государством вооруженных групп, иррегулярных сил или подразделений регулярных войск» на территорию республики. Кроме того, в Белоруссии начался необычайно активный призыв резервистов на сборы, а также крупные военные учения, которые, по данным «Газеты.ру», неофициально связывают с эскалацией гражданской войны на Украине.

Ситуация на Украине вызывает беспокойство и в Казахстане — особенно, в северных регионах страны, где высока доля русскоязычного населения. Еще в августе прошлого года Владимир Путин заявил, что Казахстан создан на территории, на которой никогда не было государства. В ответ на это президент страны Нурсултан Назарбаев пригрозил, что страна может выйти из Евразийского экономического союза, так как не собирается находится в одной организации со страной, которая покушается на ее независимость. Еще один пример того, насколько серьезно относятся к «украинскому опыту» в Казахстане: власти страны заблокировали доступ к сайту Meduza.io после публикации статьи под названием Усть-Каменогорская народная республика. В январе в Алма-Ате начался процесс над гражданкой Узбекистана Татьяной Шевцовой-Валовой, которая обвиняется в разжигании национальной розни в Facebook, где она оставила сообщение, прямо говорящее о вероятности развития в стране «крымского сценария». Поскольку в сообщении присутствует ненормативная лексика, мы его не показываем, но предлагаем всем желающим скачать его здесь и сравнить его с комментариями в латвийских соцсетях. За этот комментарий Шевцова-Валова может попасть за решетку на семь лет.

Назарбаев неоднократно заявлял о том, что одинаково позитивно относится и к России, и к Украине, и готов стать посредником для проведения переговоров. 15 января в Астане должна была пройти встреча «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия, Франция) по урегулированию конфликта вокруг Украины, однако в итоге саммит был отменен «из-за недостаточной степени готовности сторон». Вскоре после этого ситуация в Донбассе снова обострилась.