Критики документа, однако, отмечают, что намного более ужасными будут последствия этой энциклики для мировой экономики, для уровня доверия к католической церкви и для положения бедных людей по всему миру.
Официальная версия была опубликована три дня спустя. Несмотря на заявления Ватикана о том, что преждевременно попавший в прессу документ — это лишь ранний черновик, по своему содержанию окончательная версия от черновика почти не отличалась.
Энциклика ставит целью повлиять на дебаты в преддверии важных переговоров ООН в Париже в этом декабре, на которых мировые лидеры пообещали договориться о решительных действиях по сдерживанию глобального потепления, сообщает газета «Independent». Франциск надеется, что, добавив моральный аргумент в дополнение к научным, он — вместе с огромным числом католиков по всему миру — сможет усилить амбиции мировых лидеров и помочь им договориться о совместной борьбе с потеплением.
Главный климатолог ООН считает, что энциклика Франциска, вероятно, окажет существенное влияние на переговоры ООН по глобальному потеплению.
Реагируя на энциклику, Генсекретарь ООН Пан Ги-Мун призвал мировые правительства «поставить общее глобальное благо выше национальных интересов и принять амбициозное универсальное климатическое соглашение» во время грядущего климатического саммита ООН.
Хотя католические лидеры периодически использовали энциклики в политических целях — например, выступая против войны во Вьетнаме или в Персидском заливе — по традиции такие документы должны служить разъяснению взглядов Папы Римского на католическую доктрину. По словам Папы Пия XII, в тот момент, когда Папа издаёт энциклику на «доселе спорную тему», эта тема «более не может считаться вопросом свободной дискуссии среди теологов». Другими словами, Франциск формально объявил частью католической доктрины веру в антропогенное глобальное потепление и глобальный социализм под эгидой ООН как оптимальное решение проблем экологии и бедности.
Документ изобилует научно недостоверными фактами о климате и экономике, а также откровенно марксистской риторикой и терминологией («эксплуатация», «расточительство», «консьюмеризм», «спекуляция» и т.п). Франциск призывает к «смелой культурной революции», чтобы нейтрализовать «структурно извращённую» экономическую систему, в которой богатые эксплуатируют бедных.
В связи с этим Франциск подписывается под требованием алармистского истеблишмента о прекращении использования нефти и другого ископаемого топлива и объявляет о моральном обязательстве снизить выброс парниковых газов. Папа призывает к радикальному ограничению экономического прогресса в богатых странах и глобальному перераспределению богатства. Хотя Франциск, с рядом оговорок, признаёт право частной собственности, он ругает приватизацию земли и воды, высказывается против «консюмеризма», против использования кондиционеров; призывает бойкотировать экологически несознательных производителей и активнее перерабатывать мусор.
Энциклика призывает использовать урбанистику как инструмент для создания более справедливого и экологичного общества, в точности повторяя рецепты программы ООН «Agenda 21». Франциск говорит о важности остановки роста современных городов, создания «устойчивых» «зелёных» городов, замены частных автомобилей общественным транспортом. Франциск критикует закрытые жилые комплексы и призывает расселять богатых бок о бок с маргинализированными классами. Всего Франциск упоминает термин «устойчивость» 21 раз и трижды ссылается на Саммит в Рио, на котором была принята «Agenda 21», сделавшая «устойчивое развитие» ключевым направлением деятельности ООН.
Папа также подписывается под чередой секуляристско-глобалистических манифестов вроде Венской Конвенции, Монреальского протокола и Хартии Земли — все эти документы призывают к резкому увеличению роли государства и ограничению человеческих стремлений ради спасения экологии.
«Беря во внимание алчный и безответственный рост, созданный за последние десятилетия, мы должны также задуматься о сдерживании роста путём установки неких разумных ограничений или даже возвратиться назад, пока ещё не поздно. Мы знаем, как неустойчиво поведение тех, кто постоянно потребляет и уничтожает, пока другие неспособны жить в соответствии с собственным человеческим достоинством. Вот поэтому и пришло время принять сокращение развития в некоторых частях мира: чтобы предоставить остальным местам ресурсы необходимые для здорового развития».
Отвергая традиционный католический идеал «субсидиарности», согласно которому максимум власти должно делегироваться на местный уровень, Франциск призывает к созданию глобального органа власти, который будет бороться с потеплением и наказывать недостаточно сознательные страны:
«В нынешней ситуации абсолютно необходимо разработать более сильные и эффективные международные ведомства, чиновники в которых будут справедливо назначаться консенсусом национальных правительств, и которые будут уполномочены вводить санкции».
Франциск непрерывно критикует богатые страны за «мародёрство» мировых ресурсов и предупреждает, что мир находится в опасности неурожая, экономического краха, массовой миграции и разрушения целых экосистем. Говоря о вырубке лесов в Амазонии, таянии арктических ледников и смерти коралловых рифов, Франциск упрекает «обструкционистов» в лице климатических скептиков, которые, по его мнению, «в основном обеспокоены маскировкой проблем или сокрытием их симптомов». Франциск обвинил политиков в том, что они больше прислушиваются к интересам нефтяной индустрии, нежели к Писанию, здравому смыслу и мольбам бедных.
Центральной темой документа Франциск сделал социальную концепцию «внутренней экологии», которая связывает предполагаемое разрушение окружающей среды с другими «несправедливостями» вроде бедности, голода и неравенства. Именно поэтому первая в истории энциклика на тему окружающей среды последовательно концентрируется на тяжёлом положении бедных людей и стран, страдающих из-за разрушительных последствий западного капитализма.
«Потепление, вызванное несметным потреблением в некоторых богатых странах, отражается на беднейших странах Земли, особенно на Африке, где повышение температуры в сочетании с засухой имеет катастрофические последствия для урожая», — пишет Франциск.
«Все мы знаем, что невозможно поддерживать сегодняшний уровень потребления в развитых странах и богатых частях общества, в которых привычка расточительства достигла беспрецедентных масштабов. Эксплуатация планеты уже перешла допустимые пределы, и мы до сих пор не решили проблему бедности».
«Человечеству предстоит осознать необходимость изменить образ жизни, производства и потребления, чтобы бороться с этим потеплением или хотя бы с человеческим фактором, который его вызывает или усиливает».
Экономические, политические и климатологические познания Франциска говорят ему, что капитализм неспособен обеспечивать человечество чистой окружающей средой, а любой, кто отрицает угрозу глобального потепления, делает это лишь потому, что получает деньги от нефтяной индустрии:
«Мы должны отвергнуть магическую концепцию рынка, предполагающую, что проблемы могут решаться просто через увеличение прибылей компаний и индивидуумов». «Экономические силы продолжат оправдывать нынешнюю мировую систему, в которой приоритет отдаётся спекуляции и стремлению к финансовому обогащению».
Франциск и ранее критиковал экономические теории, доказывающие преимущества рынка и свободы. В 2013 году в своей апостольской проповеди Франциск заклеймил их термином «trickle-down economics»: согласно марксистской пропаганде, классические либералы и анти-интервенционисты верят, что увеличение благосостояния богатых способствует улучшению жизни бедных. Показательно, что в реальности такой экономической теории никогда не существовало.
Раз за разом текст энциклики говорит о крепком государственном контроле над собственниками и предпринимателями как о необходимом условии для обеспечения свободы:
«Гражданские власти имеют право и обязанность принять чёткие и основательные меры в поддержку малых производителей и дифференцированного производства. Для обеспечения экономической свободы, при которой мы все сможем эффективно извлекать выгоду, на тех, кто обладает большими ресурсами и финансовой мощью, должны налагаться ограничения».
Франциск цитирует парагвайских епископов, которые говорят о праве каждого фермера на землю, образование, доступные кредиты, страхование и доступ к рынку. Сразу после этого Папа приводит слова новозеландских епископов, которые утверждают, что богатейшие 20% населения Земли нарушают заповедь «Не убий», так как «потребляют ресурсы со скоростью, которая крадёт у бедных стран и будущих поколений то, что им нужно для выживания».
Энциклика ожидаемо вызвала бурю хвалебных отзывов со стороны масс-медиа. Большинство СМИ выразили надежду, что слова Папы переубедят «правых христиан в Америке», которые находятся под влиянием финансово ангажированных «отрицателей климата» (по аналогии с отрицателями Холокоста).
Телеканал CNN сообщил, что благодаря популярности нынешнего Папы Римского данная энциклика «станет вехой, которая выводит Римско-Католическую церковь в авангард одного из важнейших научных и моральных вопросов нашего времени».
«BloombergTV» и телеканал MSNBC не упустили возможность раскритиковать республиканцев, в особенности католиков Джеба Буша и Рика Санторума, за то, что те негативно восприняли «экологическую» энциклику. Марк Гальперин на «Bloomberg» сказал, что республиканцы должны «решить, стоит ли разыгрывать карту отрицателей климата и порицать Папу, ведь это может навредить им в религиозном сообществе и, возможно, закрыть им путь в рай».
Большинство журналистов при этом полностью пропустили все части энциклики, который выражают неполиткорректные взгляды Франциска, хотя этим темам посвящена заметная часть папского документа. Большинство СМИ не упомянули, что Франциск многократно критикует аборты, связывая защиту природы и бедноты с защитой других «уязвимых существ». Энциклика говорит о важности семьи как «базовой ячейке общества» и последовательно критикует гендерную идеологию, утверждающую, что гендер — это общественный конструкт, не связанный с биологией. Франциск также жёстко критикует экологические движения, которые нацелены на сокращение численности человеческого населения Земли и опираются на теорию Томаса Мальтуcа о перенаселении Земли. Франциск считает, что «демографический рост полностью совместим с всеобъемлющим и солидаристическим развитием».
Эксперты отмечают, что критика Франциском популяционного контроля интересна в контексте того, что одним из ключевых консультантов Франциска при составлении энциклики был Иоахим Шелльнхубер, активный проповедник резкого уменьшения человеческой популяции, однаждызаявивший, что на Земле живёт по крайней мере 6 миллиардов лишних людей.
Многие высказывают мнение, что сам Франциск вообще не разбирался в теме экологии и глобального потепления, а полностью доверился мнению своего окружения, что якобы объясняет многочисленные непоследовательности и самопротиворечия в тексте энциклики.
Франциск пишет: «В этой энциклике я в особенности предлагаю каждому вступить в дискуссию касательно нашего общего дома». Однако, даже те, кто верит в антропогенное потепление, но не готов следовать рецептам Франциска, подвергаются критике: «Позиции тех, кто стоит на пути решения [проблемы потепления…] — даже среди тех, кто верит [в него] — простираются от отрицания проблемы до безразличия и удобного смирения или слепой веры в технические решения».
Показательно и то, что при Франциске климатические скептики впервые вообще не были приглашены на саммит по вопросу потепления в Ватикане в апреле этого года: скептики Марк Морано и делегация «Heartland Institute» смогли получить лишь аккредитацию журналистов, однако при попытке задать вопрос генеральному секретарю ООН, их прервали и пригрозили вывести из зала.
Резюмируя опубликованную энциклику, Майрон Эбелл, руководитель по политике глобального потепления в Институте конкурентного предпринимательства, написал: «Папа Римский хочет одновременно обратиться к проблеме неравенства и спасти мир от глобального потепления через сокращение богатства богатых стран через деиндустриализацию, преодоление “технологической парадигмы” и отказ от нашей “одноразовой” потребительской культуры. Другими словами, мы можем спасти мир, перейдя на уровень ниже». Эбелл назвал энциклику «научно неосведомлённой, экономически безграмотной, интеллектуально непоследовательной и морально бестолковой».
Эрнест Кальвин Бейзнер, американский теолог и основатель Корнуэльского альянса распоряжения Творением, пишет, что несмотря на лучшие намерения Франциска, политика, которую он рекомендует для борьбы с потеплением, лишь усугубит проблемы экологии и бедности. Бейзнер объясняет, что «богатство позволяет людям лучше распоряжаться окружающей средой. Папа Франциск должен защищать экономическое развитие в качестве решения одновременно бедности и экологической деградации. К сожалению, [энциклика] идёт обратным путём».
Бейзер осудил политику ограничения доступа к изобильной, дешёвой и надёжной энергии, которая, по его словам, «абсолютно необходима для поднятия общества из бедности». Поскольку 85% всей энергии в мире вырабатывается из ископаемого топлива, политика Франциска замедлит, остановит или обратит выход людей из абсолютной бедности (менее $1.25 в день на человека) 1,3 миллиарда беднейших жителей Земли, которые в отсутствие электричества как основной источник энергии используют дерево, дым от которого ежегодно убивает 4 миллиона человек. Бейзер пишет, что около двух миллиардов человек, вышедших за последние 25 лет из уровня абсолютной бедности на уровень просто суровой бедности, могут оказаться ограничены в своём прогрессе или быть возвращены в абсолютную бедность.
Напомним, что предыдущий Папа, Бенедикт XVI, в 2007 году осудил «пророков погибели» в лице движения по борьбе с потеплением, заявив, что любые решения по этому вопросу должны быть основаны на твёрдых доказательствах, а не на сомнительной идеологии.
При этом в 2013 году комиссар Евросоюза по климату Конни Хедегорд заявила, что политика ООН по борьбе с глобальным потеплением — правильная, даже если самого потепления не существует.
В 2010 году член Межправительственной группы ООН по изменению климата (IPCC) Оттмар Эденхофер заявил, что суть климатической политики — в «перераспределении богатства».
их журнала modernby