Нет ничего более вредного для народа, чем его «скрепы»
В Индии «скреп» ничуть не меньше, чем в нашем Отечестве. Так же как и в России, эти «скрепы» рождены ощущением неполноценности, привитым народу извне
Нет ничего более вредного для народа, чем его «скрепы»… Вернее, то, что под ними подразумевают сами «скрепоносцы», периодически претендующие на превращение своего маргинального яда в национальное мировоззрение. О том, как можно удачно противостоять «скрепам», — сегодняшняя иллюстрация, заимствованная из индийских общественно-политических будней.
В Индии «скреп» ничуть не меньше, чем в нашем Отечестве. Так же как и в России, эти «скрепы» рождены ощущением неполноценности, привитым народу извне. Обидная воображаемая вторичность России по отношению к Западу зеркально отражается в бесконечных комплексах индийцев по отношению к British Raj — эпохе британской колонизации.
Одним из самых болезненных проявлений исторической зависимости явился раздел страны в августе 1947 года по религиозному признаку: на мусульманские государства (Пакистан и Бангладеш) и светскую, однако же с доминирующим индуистским населением, Индийскую Республику. Неудивительно, что «скреп» вокруг этой травмы наросло немеряно. Самая зрелищная и самая вредная из них — церемония закрытия КПП и спуска национальных флагов, проводимая с 1959 года ежедневно (!) на индо-пакистанской границе в местечке Вагах.
Длящееся около 20 минут ристалище английский писатель Майкл Пейлин неслучайно окрестил «шовинизмом в кульминационной форме». Под одобрительный рев трибун, установленных по обе стороны границы, индийские военные из службы пограничной безопасности и пакистанские рейнджеры соревнуются в демонстрации взаимного презрения и ненависти. Кто выше задерет ногу в марше, кто яростнее топнет башмаком, чьи глаза нальются большим гневом, кто угрюмее пошевелит усами и горделивее поправит апанаж головного убора.
Описывать словами эту неистовую театральную «скрепу» бессмысленно, поэтому рекомендую посмотреть самостоятельно — на YouTube туристы-патриоты с обеих сторон выкладывают сотни видео.
15 февраля 2015 года во время матча между Индией и Пакистаном на Мировом кубке по крикету компания Pidilite пустила по центральным телевизионным каналам рекламный ролик своего клея Fevikwik, в котором обыграла «скрепы» Вагахской церемонии. В момент взаимоустрашающего задирания ног у пакистанского рейнджера отрывается подошва, но прежде чем группы поддержки успевают заметить конфуз, индийский коллега рейнджера молниеносным движением руки выхватывает из нагрудного кармана тюбик Fevikwik, прыскает на башмак пакистанца и захлопывает подошву на место. Ужас на лице рейнджера сменяется признательностью, вояки салютуют друг другу и расходятся на фоне слогана Fevikwik: «Не разрывай, а соединяй!»
Нужно обладать поистине аномальной психикой, чтобы усмотреть в рекламном ролике Pidilite нечто большее, чем вложенное в него создателями. Не тут-то было! Первыми оскорбились религиозные фанаты из Комитета индуистского возрождения, которые на следующий же день потребовали от руководства Pidilite публичного покаяния и удаления рекламы с телеканалов. Почему? Да потому, что «когда индийские воины защищают своих граждан, денно и нощно рискуя собственной жизнью, возмутительно наблюдать за тем, как индийский солдат заискивает перед пакистанцем под тем предлогом, что латает ему обувку. Эта реклама оскорбила чувства сотен тысяч индийских граждан…».
Дальше — больше. На днях депутат правящей партии BJP Чинтамани Мальвийя добился специального рассмотрения парламентом «дела о рекламном ролике Fevikwik», потребовав не только запрещения показов по телевидению, но и суда над авторами «антинародной рекламы» по обвинению… в государственной измене! Основание: «Ролик оскорбляет память о жертвах сотен солдат, погибших в многочисленных войнах против Пакистана».
Поначалу я подумал, что скрепоносец Мальвийя стажировался в Москве.
Либо, наоборот, — открыл курсы по повышению квалификации для своих коллег из еще одного государства, неожиданно испытавшего нужду по вставанию с колен. Однако, прочитав реакцию индийской прессы на выходки псевдопатриотов, успокоился: «Политика в Индии дошла до стадии, когда банальные глупости уступили место посмешищу». Скрепоносцы в Индии хоть и голосисты, однако занимают в обществе то место, какое заслуживают, — маргинальное.
КОНТЕКСТ:
«Духовные скрепы» – вещь унылая, но расставание с ними – дело веселое
Доля импорта в «русских скрепах»