Раздолбаи и геополитика
Джордж Буш-младший единожды принял в Белом Доме Rolling Thunder, активистов ветеранской организации, – и то рискнул это сделать накануне Дня поминовения и под занавес своего президентства
Нежелание Европы пускать на свою территорию русских байкеров переросло в громкий дипломатический скандал. За «Ночных волков», которые через Польшу собирались добраться до Берлина к Дню Победы, вступился российский МИД, потребовав от Варшавы объяснений, на каком основании те подвергли мотоциклистов «многочасовом осмотру и длительной процедуре допроса« на границе. Особенно наших дипломатов возмутили присутствовавшие при этом военные, как будто «небольшая группа российских граждан, направляющихся в Европу с самыми благородными целями, несет угрозу польскому государству». Странно, но именно это слово – «угроза» – так часто встречается в полицейских рапортах и отчетах спецслужб по всему миру, расследующих деятельность мотоклубов.
Известно, как к байкерам, прежде всего к «Ночным волкам», относится власть в России. А как насчет других стран?
Кто такие байкеры?
Разношерстное сообщество, объединяющее любителей больших хромированных мотоциклов, свободы на дорогах, выпивки, рок-музыкии и сквернословия. Байкеры облачаются в кожу и предпочитают передвигаться группами. Невзирая на грозный вид, большинство не желает иметь проблем с законом. О законопослушности 99% мотоциклистов еще в 1947 году после погромов в Калифорнии («Холлистерский инцидент») заявила Американская ассоциация мотоциклистов.
Однако имидж байкерского движения больше формировали не они, а оставшийся процент – так называемые однопроцентники, или мотобанды. Последние известны под аббревиатурой MG (Motogangs) или OMG/OMCG (Outlaw Motorcycle Gangs). В свою очередь, легальные клубы обычно относят либо к закрытым и консервативным MC (Motorcycle Club), либо к открытым и демократичным MСC (MotorCycle Club).
Исследователь темы Томас Баркер в книге «Biker Gangs and Organized Crime» делает различие между традиционными и нетрадиционными мотоклубами на основе критериев отбора их участников и внутренних порядков. Так, в MC и тем более в MG немыслимы женщины и цветные, а строгости выстроенной в них иерархии могли бы позавидовать тоталитарные секты. Наиболее известные и влиятельные клубы – по числу отделений («чаптеров») – составляют криминальную «большую четверку»: Hells Angels («Ангелы Ада»), Outlaws («Беспредельщики»), Bandidos («Бандиты»), The Pagans («Язычники»). Всех их Минюст США, как следует из информации с официального сайта, считает серьезной национальной угрозой. Всего министерство насчитывает в США более 300 активных мотобанд.
«Природа, структура и культура (если угодно, субкультура) мотоциклетных клубов, особенно «однопроцентников», притягивают личности с криминальными или потенциально криминальными наклонностями», – отмечает Баркер.
Почему ни одна власть, кроме российской, не считает байкеров своими союзниками?
Потому что в массовом сознании укоренился образ байкера как разбойника с большой дороги, в лучшем случае, как человека, который ходит по самому краю закона. Техасец Джордж Буш-младший согласился принять в Белом Доме разве что Rolling Thunder («Катящийся гром»), активистов ветеранской организации, обожающих Harley-Davidson, – и то рискнул это сделать накануне Дня поминовения и под занавес своего президентства. Связи же с байкерами, к которым могут быть вопросы у полиции, не просто нежелательны, а политически убийственны для элит в любой развитой стране. Скорее, наоборот: борьба с преступностью на колесах только обеспечивает им дополнительную поддержку населения. Так, увядание «босодзоку» («Агрессивный гоночный клан»), полукриминального сообщества японских байкеров, вызвало огромное облегчение у граждан и привело к росту авторитета полиции, усилиями которой число участников мотобанды с начала 1980-х сократилось с 42,500 до 9000.
В каких преступлениях обвиняют байкеров?
Спектр широк: от изнасилований до международной торговли наркотиками и оружием. «Ангелы Ада», как считают в Криминальной разведывательной службе Канады (CSIC), много зарабатывают на «проституции, мошенничестве, вымогательстве, но прежде всего наркотрафике». Среди преступлений, характерных для байкеров, если верить данным Австралийской комиссии по борьбе с преступностью, часто встречаются убийства. Вполне обыденны массовые потосовки между группировками – вроде побоища, устроенного «Ангелами Ада» и бразильскими «Стервятникам» (Abutre’s MC) в Сан-Паулу. Нередко по итогам клубных войн полиция обнаруживает трупы – как это было в канадской провинции Онтарио, где в 2006 году констебли нашли мертвыми восьмерых членов Bandidos. Полицейские архивы множества стран изобилуют подобными историями.
Впрочем, сами байкеры не всегда готовы нести бремя злодеев. Московское отделение клуба Bandidos как-то сделало заявление, в котором решительно отвергло обвинения в криминале, уточнив, что большинство ее членов «каждый день ходят на работу и водят своих детей в детские сады».
Насколько типично для байкера участие в политике?
Крайне нетипично. Даже если среднестатистический байкер вовсе не такой уж опасный маргинал, каким его рисует пресса и Голливуд, это еще не делает его политическим активистом. Несколько членов немецкой мотобанды No Surrender («Не сдаваться»), которую полиция Северной Рейн-Вестфалии связывает с организованной преступностью, полгода назад заявили о своем желании бороться с террористами Исламского государства на стороне курдов. Власти отнеслись к экзотичной инициативе без энтузиазма и на всякий случай напомнили горячим головам, что убийство, даже совершенное в Ираке, на родине байкеров будет считаться преступлением. И это характерно для их отношений с государством: власти не желают иметь ничего общего с бунтарями на мотоциклах.
В классической книге «Ангелы Ада» Томпсон Хантер описывает сцену, когда шериф пытается образумить главаря мотобанды Сонни Баргера. Угрюмые головорезы, готовые по команде вожака, да и просто ради веселья, разнести в пух и прах мирный городок на озере Басс – все они, по словам полицейского, в сущности, нормальные ребята. На это Сонни отвечает: «Брось, шериф. Ты же прекрасно знаешь, что мы все раздолбаи, иначе бы нас здесь не было».
КОНТЕКСТ: