Упорядочить реальность
ПАМЯТИ КАХИ БЕНДУКИДЗЕ.
Упорядочить реальность непросто. Потому что в ней нагромождено все сразу. Большое же видится только на расстоянии. Если завершить эту мысль Сергея Есенина, станет ясным, что с близкого расстояния можно рассмотреть только маленькое. И это делает настоящее еще более непонятным: оказывается, увидеть большое в нем невозможно в принципе. Тогда как незначительное и мелкое, расположенное непосредственно перед глазами, порой принимает огромный размер.
О подобной особенности человеческого видения писал еще Эдгар По. А задолго до него — Декарт. Правда, последний имел в виду представление человека о боге. Но, как обычно у великих людей, мысль его «случайно» оказалась универсальной. А заключалась она примерно в следующем: ограниченные возможности «интеллектуальной аккомодации», кроме неизбежного преувеличения мелочей, заставляют нас еще и вечно преуменьшать великое, так как иначе мы были бы неспособны «сфокусироваться» на явлениях.
Преувеличивая, мы видим Бидзину Иванишвили и другие отбросы человеческого рода, которые располагаются непосредственно перед нашим носом — на расстоянии, которое мгновенно может преодолеть наш жадный взгляд, наша нищенская рука. Но масштаб Кахи Бендукидзе, затеявшего недоступные нашему близорукому уму реформы в бандитской, падшей Грузии, станет очевиден нам только после дистанцирования. Что же касается вышеупомянутого «коммерческого подонка», то он исчезнет сразу же после отдаления и войдет в историю только благодаря своей отрицательной миссии и неугомонным попыткам напакостить всему большому. А может, и не войдет, как не вошли в историю тысячи его анонимных собратьев, превративших в пепел все самое полезное на земле — от Жанны д’Арк и Джордано Бруно — до Марины Цветаевой и Валерии Новодворской…
Но современный грузинский «мелкий бес», комсомольский ублюдок, облик которого всегда напоминал мне скульптуры советского ампира, будто и вправду, подобно фениксу, сам восстал из пепла — из пепла коммунистической идеологии. И это неудивительно: ведь помимо особой чувствительности к «справедливости», к «беде простого человека», старые комсомольцы обладали еще и обостренным нюхом к местонахождению государственных денег. Отличие же современных мечтателей от их праотцев заключается лишь в том, что «холодная сосулька» марксизма-ленинизма заменена ими сегодня на «сладкий леденец» православия.
Так как путаница в масштабах объясняется не только «уникальным» русско-грузинским мировосприятием, но еще и естественными свойствами человеческого глаза, для познания реальности, кроме интуиции и эксперимента, остаются только ассоциации и обобщения. И еще – исторические прецеденты.
После освобождения Нидерландов от испанских завоевателей, развитие торговли превратило Амстердам в столицу либерализма. Потому что в условиях свободного рынка никого больше не интересовала национальность, вероисповедание, личные пристрастия или интимная жизнь человека. Главным критерием человеческого достоинства отныне стали не его частные взгляды и вкусы, а надежность в общественных делах и коммерческая порядочность. Оживленный международной торговлей Амстердам дал приют изгнанным из отечества великим бунтарям, к числу которых принадлежал бежавший из Франции Вольтер и отлученный от ортодоксальной общины еще старого Амстердама Спиноза, расцвет философии которого совпадает как раз с периодом торгового бума.
Голландский пример поможет нам понять Каху Бендукидзе. И еще — понять, что он имел виду, когда говорил о единственном товаре, не подлежащем купле-продаже.
Да: совесть, терпимость и взаимоуважение связаны только с условиями свободного рынка. Пример коммерческого происхождения нравственных отношений должен заставить нас задуматься еще и о том, что выражение патриотизма с помощью ксенофобии и злословия в адрес иностранных торговцев, означает еще и неуважение к прошлому Грузии. Ведь наша история, кроме вереницы бесконечных войн, междоусобиц, предательств и необузданных застолий, была еще и историей Шелкового Пути.
Следовательно, если грузинское общество все-таки не «провалится» вновь, если оно выдержит Экзамен Кахи Бендукидзе, быть может, в недалеком будущем, вместе с Шелковым Путем, в Грузии, наконец, восстановится и нравственность. Л.В. 15.11.2014.
КОНТЕКСТ: