Восстановить Кабарду
Но, наверное, старейшина не стал бы так откровенно врать и искренне желает упорядочения отношений в республике и создания благоприятных для всех условий проживания. Поэтому хотелось бы сделать аллаверды ему по этому поводу и высказать наши следующие соображения по этому поводу.
В 1991 году произошло событие глобального масштаба – разрушилось самое крупное территориальное образование в мире под названием СССР. Её наследницей и правопреемником стала Российская Федерация. СССР в свою очередь был наследником Российской империи. Наша малая родина последние без малого 200 лет также является частью этого государства, а если верить широко декларируемым и не менее широко празднуемым событиям – то и вообще почти 500 лет наша территория входит в состав Российского государства.
Здесь всегда уживалось немало народов, но всегда основными оставались аборигены: черкесы – или как они сами себя называли – адыги. Жители 5 горских обществ, которых ныне называют балкарцы, а сами себя они называли таулу; джирашты или дигорцы; алты – кесеки и тапанта – абазины; гребенские казаки и ещё немало других, для которых Кабарда стала родиной…
Проблема проявилась в другом – сперва колониальная, а затем и сталинская политика разделения народов по большому счёту внесла неразбериху, которая по сей день периодически отзывается различными проблемами национального характера. Сперва черкесов Кабарды обозвали по имени их родины – кабардинцами. Затем 5 горских обществ таулу – безенги, хулам, чегем, балкар, уруспи – назвали просто по имени одного из этих обществ, названием этим оторвав их от практически единого с ними этноса – карачаевского.
С остальными тоже не стали церемониться и просто назвали их так, как удобнее было писарям-канцеляристам. Впоследствии эти названия народов закрепились в вакханалии революционных преобразований 1917-1922 годов. На выходе мы получили нелепое определение территории под названием Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика (КБАССР), позднее, в 1991 году, переименованная в Кабардино-Балкарскую Республику.
С точки зрения здравого смысла, закрепившееся название региона никоим образом не отражает в полной мере представленность народов. По заключению Российской академии наук иноназвание адыгов есть ЧЕРКЕС. Если же отражать самоназвание черкесов в названии республики и писать так, как сделали с Адыгеей – с грамматической ошибкой в слове – то это также не отвечает исторической справедливости и ущемляет некоторых наших соседей.
В связи со всем вышесказанным было бы и в историческом, и в культурном, и в филологическом плане правильным вернуть региону историческое название – КАБАРДА. Кабарда – республика всех живущих в ней народов: адыгов, таулу, джирашты, казаков и т.д.
Помимо исторической несуразицы, иногда довольно забавно наблюдать за филологическими ляпами некоторых высокопоставленных гостей республики, которые пытаются свои торжественные формулировки и поздравления втиснуть в неуклюжее звучание нынешнего названия региона. «Кабардино-балкарцы», «многонациональный народ Кабардино-Балкарии», «кабардинцы и болгарцы» – далеко не самый полный перечень ляпов, связанных с этим. Но эти корёжащие слух определения повторяются с постоянством, вызывающим раздражение у множества людей.
Данное по недоразумению название повело за собой цепную реакцию таких же изначально притянутых словообразований. Как говаривал герой известного мультфильма – неправильные пчёлы дают неправильный мёд. Не пора ли заканчивать с этим?.
Другое дело если вернуть нашей родине её историческое название – Кабарда. Тогда бы и определение – кабардинец – стало обозначать вложенный в неё смысл – житель Кабарды, а не какую-то определённую часть населения. Кто по национальности живущие в республике люди – они наверняка знают лучше чем кто бы ни было. Но как житель региона «кабардинец» – стало бы аналогом слов – москвич, тамбовчанин, кубанец…
И не было бы всех этих ломающих подсознание словесных кульбитов, не говоря уже о ёмкости и краткости самого названия. Поэтому нужна общенародная инициатива по возвращению региону изначального, исторического названия.
Поэтому в данном случае напоминание Исмаила Сабанчиева о непорядке в республике как нельзя кстати, причём непорядок начинается не с неправильного подсчёта, а с неправильного названия. Если же поискать ссылки на исторические документы по данному вопросу – то, наверное, на Северном Кавказе нет ни одного региона, про который было написано больше документов, на которые можно ссылаться в данном вопросе.
Аслан Бешто